Напомним, что в настоящее время в Таджикистане зарегистрировано восемь политических партий:
Народно-Демократическая Партия Таджикистана;
Демократическая Партия Таджикистана;
Социал-демократическая Партия Таджикистана;
Коммунистическая Партия Таджикистана;
Социалистическая Партия Таджикистана;
Партия Исламского Возрождения Таджикистана;
Аграрная Партия Таджикистана;
Партия экономических реформ Таджикистана.
Стоит отметить, что два новых политических объедения - Аграрная партия Таджикистана и Партия экономических реформ Таджикистана были зарегистрированы в конце 2005 года.
В то же время несколько оппозиционно настроенных политических партий Таджикистана не смогли получить официального статуса. В данном случае речь идет о двух общественно-политических объединениях:
"Тарракиёт" ("Развитие");
"Вахдат" ("Единство").
Вместе с тем активность зарегистрированных партий позволяет с большой долей уверенности говорить о существующей в стране многопартийной системе и развитии демократии в отдельно взятой центральноазиатской республике.
Активность таджикских общественно-политических объединений была отмечена и в международных организациях, которые не преминули встретиться с некоторыми из них.
Так, в июне 2006 года представители всех восьми политических партий Таджикистана встретились в Душанбе с представителем Комиссии ОБСЕ по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинская комиссия) юристом-консулом Нокэ Темзой.
Очевидно, что основной темой встречи стало обсуждение предстоящих в Таджикистане в ноябре 2006 года президентских выборах.
Вместе с тем внутриполитическая ситуация в Таджикистане постепенно начинает приобретать более динамичный характер. И этому есть свои причины, которые условно можно разделить на две группы - внутреннюю и внешнюю.
Итак, внутриреспубликанские факторы:
борьба между различными общественно-политическими объединениями за место на политическом Олимпе;
как следствие этого появление кандидатов на пост президента Таджикистана;
формирование партийных коалиций в поддержку/против действующего/потенциального нового президента Республики;
борьба между кланами за расширение/удержание сфер влияния в Республике;
перераспределение финансовых потоков для минимизации негативного отношения населения Республики, недовольного низким уровнем жизни, большим числом безработных, отсутствием государственной социальной политики, постоянным ростом цен на продукты первой необходимости и строительный бум особняков и коттеджей бизнесменов и власть держащих граждан Таджикистана.
Внешние факторы:
повышение интереса со стороны внешних игроков (в данном случае рассматриваются страны Европы, США и России);
проявление заинтересованности различных финансовых институтов к возможности размещения финансовых средств при реализации заведомо выигрышных проектов;
активизация деятельности международных организаций (которые своей спонсорской помощью хотят заработать доверие и получить своеобразный карт-бланш на проведение своих "проектов по демократизации" в Таджикистане после президентских выборов).
В результате действия всех вышеизложенных факторов уже сегодня можно говорить, что политические процессы, которые в настоящее время наблюдаются в одной из центральноазиатских республик, а также возросшее внимание к ним со стороны внешних сил лишний раз показывают, что Таджикистан не является государством, стоящим вдалеке от региональных процессов.
И это очевидно, так как в результате выборов станет ясно, будет ли страна и дальше мирно существовать или регион получит очередной очаг напряженности.
Вместе с тем специфика внутриполитической ситуации в Таджикистане влияет на активность политических сил как внутренних, так и внешних. Многие понимают, что любая активность политических партий и их лидеров на предстоящих выборах, которая является обыденной в странах Европы (имеются в виду митинги, демонстрации, манифестации, встречи с избирателями и сама предвыборная программа с большим комплексом PR-акций) не может быть применена в Таджикистане, который только начал забывать ужасы гражданской войны.
Сегодня Таджикистан является уникальной страной, где предвыборная кампания на пост Президента должна пройти настолько корректно, чтобы не вызвать раздражение у политических оппонентов, которых поддерживают единомышленники еще вчера державшие в руках автомат и не забывшие приемы ведения боя в горной местности.
Отдельно можно затронуть тему выдвижения кандидатов на пост Президента Таджикистана. Лидеры существующих партий по своей популярности на несколько порядков уступают действующему Президенту Таджикистана. Вместе с тем ситуация внутри самой республики по-прежнему остается напряженной.
С 1 января этого года на потребление природного газа (как и на некоторые другие услуги) были повышены тарифы. Теперь цена за 1000 кубометров газа составляет 250 сомони (1 доллар США равен 3,38 сомони).
Кроме этого, согласно оценке бедности проведенной Всемирным банком в 2003 году, в Таджикистане за чертой бедности проживало 64% населения. В 2006 году ситуация не изменилась. В стране нет проблем лишь с демографией. По данным Государственного комитета статистики при правительстве, в Таджикистане сейчас проживают 6 млн. 920,3 тыс. человек.
Но вероятнее всего, что выборы пройдут по заранее спланированному сценарию, при условии, что все "партии" будут разыграны как по "нотам".
Вместе с тем внутриполитическая ситуация вкупе с тяжелой социально-экономической составляющей позволяют предполагать, что накануне выборов напряженной обстановкой в стране могут воспользоваться альтернативные силы, чтобы использовать все промахи действующего правительства и главы государства для пополнения рядов своего электората.