Символическое совпадение произошло на днях: вначале из Алматы пришел “мейл” от друга с сетованиями на то, что “...если хочешь поставить машину у супермаркета, надо заплатить от 50 до 100 тенге. Но при этом человек в спецжилете ответственности никакой не несет и ни за что не отвечает! Если кто сломает фару, зеркало или еще чего, виноватых на таких стоянках никогда не найдешь... Не подскажешь, а как обстоят дела у них?”.
"У них" все по “полочкам”
Ответ подсказал буквально через несколько часов бывший земляк любопытствующего алматинца. Раньше 27-летний Юрий жил в Алматы в районе Медеу. Потом женился на немке и перебрался в Магдебург. И как-то он со своим приятелем Оливером заехал в супермаркет за сигаретами. После чего “Опель-Астру” оставили на магазинной стоянке, а сами отправились через дорогу посмотреть футбольный матч.
По возвращении машины Оливера на месте не оказалось. Охранник сказал, что ее отвезли на штрафную площадку. Для острастки тех болельщиков, которые злоупотребляют услугой торгового заведения, занимая своими транспортными средствами места, предназначенные только для покупателей.
Оливер с Юрием чертыхнулись, скинулись и отдали частной фирме эвакуаторов 165 евро за возвращение своего “Опелька”. На чем бывший казахстанец и успокоился.
А вот коренной немец Оливер решил ввязаться в тяжбу. Дипломированный юрист пытался доказать: даже после покупки всего одной пачки сигарет он может считаться полноценным клиентом магазина с правом неограниченного пользования магазинной стоянкой.
Жалоба блуждала по учреждениям юстиции два (!) года. И только на днях дошла до Федеральной судебной палаты. Высшая инстанция вынесла решение окончательное и, по-своему, историческое для всех германских автолюбителей. Согласно ему, все должно быть в процедуре временной парковки разложено по своим “полочкам”. На первом месте, конечно, покупатель. Но он прав только на период посещения торгового заведения. Бесплатная же стоянка для всех возможна близ супермаркетов Германии только в выходные дни заведения. Правда, тогда охрана в отличие от рабочих часов за неприкосновенность машин никакой ответственности не несет.
Так что Юрин приятель по итогам разбирательств получил назад лишь... 15 евро. Именно столько, по убеждению Фемиды, обязан был оплачивать за стоянку сам магазин, пока не завершился Юрин и Оливера “период” – то есть время, затраченное ими на покупку.
Хай-тек на службе автовладельца
Недавно специализированный журнал Der Feinschmecker проводил общенациональный анализ стоимости автопарковок по странам ЕС.
Накладнее всего оказалось оставлять транспорт близ аэропортов. В Дюссельдорфе, к примеру, за сутки пребывания вашего авто в надежно охраняемом месте берут аж 26 евро. Дешевле же всего останавливаться у авиаторов Саарбрюкена – 5 евро за день и ночь. Такой суммы на тех германских улицах, где нельзя парковаться бесплатно, хватит часов на пять, не более.
Торчащие вдоль бордюров „столбики“ – механические часы, совмещенные с кассой. Опустил в прорезь евро – гуляй без машины час!
Контролеров за соблюдением четких правил стоянки по всей Западной Европе – великое множество вплоть до сознательных граждан, способных, если что, даже про полицейских-нарушителей куда надо сообщить
(мы писали о подобном случае в материале „Неподкупная ГАИ“, №3 от 16.01.2009 г.).
Поэтому во всех крупных и таких проблемных насчет парковки городах Франции, Германии, Италии, Чехии наличие стоянки для машин становится чуть ли не решающим фактором при выборе квартиры. Только 1,5 процента западноевропейских автовладельцев готовы снять или приобрести жилье в районах с острой нехваткой подземных или высотных гаражей.
Почти 90 процентов готовы выкладывать за “стойло” для своего “железного коня” максимум 30 евро в месяц. Втрое меньше согласны разориться и на полтинник.
Но требуются новации, и власти западноевропейских городов на месте не стоят. Муниципалитет Берлина, к примеру, первым в мире внедрил безналичный расчет по системе Siemens Business Services (SBS). Это когда у себя дома или в офисе на специальном интернет-сайте регистрируешь мобильный телефон, номер машины и банковские реквизиты. В ответ получаешь файл с картинкой номерной виньетки. Она распечатывается в цвете, закрепляется на лобовом стекле...
С этого момента поисковая система Parkmat начинает передавать клиенту данные о наличии свободных мест в интересующем районе Берлина. Расчеты за общее время парковки, суммируемой автоматически, производятся без участия водителя в банке в конце каждого месяца.
Еще одно германское ноу-хау – бесплатные стоянки для экологически безвредных автомобилей. Соответствующий проект уже внесен на обсуждение нескольких городских сенатов. Инициатива „зеленых“ распространяется на машины с гибридными и газовыми двигателями. Ну и, конечно, на электромобили.
Уже вскоре парковочные автоматы оснастят специальной кнопкой, рассчитанной на доверие. Нажав ее, получаешь билетик на халяву. Но насколько правомерно он приобретен, легко проверяется как охраной, так и другими контрольными службами.
Хочу... в тюрьму!
Санкции к нарушителям правил стоянки почти во всех странах ЕС одинаковы: от 15 до 50 евро штрафа в зависимости от населенного пункта и набранного сверх лимита времени. Если нарушение признано вопиющим, применяется принудительная эвакуация автомобиля силами, как правило, частных фирм.
В ФРГ за возвращение своего угнанного “коня” ездоку приходится платить не менее 150 евро. Для муниципальной казны, получающей от приватных фирм солидные налоговые отчисления, это весьма прибыльно. Однако к исключительной мере наказания немцы прибегают относительно редко.
По статистике, из каждой сотни незаконно припаркованных машин германские эвакуаторы увозят не более восьми. Причем только те, что реально могут затруднить работу пассажирских автобусов, скорой, пожарных либо полиции. А теперь вот данный перечень пополнят ситуации, аналогичные ЧП с Юрием и Оливером.
Изредка случается уж совсем нечто экстраординарное. Недавно, к примеру, Высший административный суд федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия рассмотрел уникальное дело автолюбителя из городка Минден. 67-летний пенсионер не реже пары раз в месяц в течение двух лет наказывался штрафами за неправильные парковки. Наконец у дорожной полиции лопнуло терпение – и злостного нарушителя лишили водительских прав навсегда.
Еще один редкостный анекдот связан с требованием 39-летней дамочки ...посадить ее в тюрьму взамен уплаты денежного штрафа за фальшпарковку. Вначале там было по немецким меркам всего ничего – 50 евро. Но со временем набежало 3 000 евро пени.
Экономная фрау прикинула и решила, что три месяца в одиночной, удобно обустроенной, стерильно чистой камере с телевизором и видеомагнитофоном будет для нее лучшим отдыхом от шумливых, непослушных детей и ленивого мужа.
Сергей ЗОЛОВКИН, Эмма ЧАЗОВА-ЗОЛОВКИНА (фото), Берлин – Париж