Парень с особым замесом

Группа “Жантик Бэнд” выпускает собственные альбомы, занимается обслуживанием корпоративных мероприятий. Однако на этом Жантемир не останавливается и превращает свой увеселительный проект в целый продюсерский центр с участием артистов самых разных направлений.

Мастер конферанса, Жантик порой развлекается сам и развлекает других своими пародийными озвучками известных фильмов, придумывает смешные реалтоны. И не без радости сообщает, что его герой Базарбай наконец начал приносить первые доходы.

Однако самым важным из искусств на данный момент для него является кино. Фильм “Шу-Чу” Жантемир снимает долго и упорно. И планирует его премьеру в том же лондонском кинотеатре, где Саша Барон Коэн презентовал картину про Бората Сагдиева. Для Жантика принципиально, чтобы публика на Западе увидела настоящего казаха.

Во время нашего общения было приятной неожиданностью увидеть Жантемира Баймухамедова в самом добром расположении духа. Полуторачасовая беседа с перерывами на решение Жантиком бизнес-задач прошла на одном дыхании. Шутки, пародии на все и вся, песни и сленг – без этого разговор с ним невообразим.

Привычка занашивать старые туфли не умирает!

– Интересно, как у тебя сейчас со временем? Все успеваешь?

– Жесть. Но пытаюсь успеть.

– Это из-за новогодних “елок”?

– Да ты что, какие “елки”?! Сейчас у меня фильм, брат. Кино! Вчера ночью произвел первый замес, то есть монтаж.

– Это чисто твой проект, с нуля?

– Да. С нуля. До единой копеечки. Мне же никто денег так и не выделил.

– А что так?

– (Шепотом.) Кризис в стране.

– И давно ты фильмом занимаешься?

– Давно. Скажем, год и три месяца. А все встало, потому что денег не было. Сейчас пошли банкеты новогодние, и задвигалось дело.

– То есть все, что заработаешь, пойдет в фильм?

– Конечно. На сегодняшний момент это цель моей жизни number one. Я же эту идею десять лет вынашивал!

– А что в “Шу-Чу” такого особенного? Почему он для тебя так важен?

– Потому что это наша история. Это все равно что посмотреть передачу Парфенова “Намедни”. (пародирует). Год 1991–1992-й. События, люди, явления, изменившие нашу жизнь. То, без чего нас невозможно представить. Еще труднее понять... Ведь мы не заметили, как уже прошла целая эпоха. У меня до сих пор осталась привычка с моей голодной юности экономить, хотя давным-давно не нуждаюсь в этом. Привычка занашивать какие-то старые туфли. Это штука, от которой я не могу избавиться.

– Я слышал, что у тебя были еще какие-то задумки, связанные с кинематографом. Пародия “Брат Бората”, например.

– Нет, вначале – “Шу-Чу”, где будет показана подлинная история. Я хочу правдиво рассказать, что такое есть Казахстан. А потом уже можно заняться непосредственно черным юмором. Вот уж там дайте мне, как говорится, волю. Я вам такое наснимаю…

Но пока – “Шу-Чу”, который хотим презентовать на Западе.

Системообразующие “районы”

– В фильме, насколько я знаю, присутствует тематика тех самых алматинских “районов”, дворовых пацанов. Тебе не кажется, что сейчас это уже неактуально?

– Почему?

– “Районы”, какими они были раньше, уже не существуют…

– Не-не-не. Понятия, понятия-то какие были?! Библейские практически. Что за друга нужно горой стоять. За друга можно, блин, и помереть. А сейчас есть такое понятие?

Да, прежних “районов” нет, но я за то, чтобы в любом обществе существовала своя система. У муравьев она есть, у животных, у людей. А в чем она заключается? В воспитании, в культуре. Система говорит: “Уважай старших”. А знаешь, почему это так актуально? Возьми, например, Россию и Казахстан, сравни два менталитета. Там сын может по пьянке поднять руку на отца или на мать. Включи НТВ, посмотри, что там происходит. Ужас! Это о чем говорит? Потому что у них не выработана система. У нас она есть.

– Вот ты говоришь, что рос во дворе, взрослел. А как связаны “районовские” движения и твое увлечение рок-н-роллом?

– Очень связаны. Знаешь почему? Потому что каждый цивильный пацан должен был быть воспитан на некоторых понятиях музыки. Начинается все с “The Beatles”, потом “Rolling Stones”, потом “Deep Purple”, “Led Zeppelin” и так далее. Ты учитывай тот факт, что мои старшие братья, моя старшая сестра слушали все эти группы в 70-х годах во времена своей молодости. Через них мне это все и прививалось. Ты думаешь, у нас рок-н-ролла не было? У нас как раз таки жил рок-н-ролл!

Народный артист и композитор

– Хорошо, давай поговорим о твоем музыкальном творчестве. Я помню тебя еще по группе “Fridays”…

– Да. Мы все учились в одной школе. Тогда у нас было несколько групп. “Каламбуры”, моя “Seven Eleven”… На фоне симпатии к битлам и Пресли мы объединились в “The Fridays”. Это были 1996–1998 годы. Потом я стал работать в составе “The Men”. Там играли узбекские музыканты, с которыми мы не сошлись менталитетами. Потом появился "The Supermen", превратившийся впоследствии в “Jantik Band”.

– Слушай, а что такое “Jantik Band”, у тебя есть определение?

– Да, есть. Это банда Жантика.

– Понятно. Я помню, мы с тобой как-то общались, ты был не в духе, но сказал интересную фразу про то, каким должен быть настоящий артист.

– Да-да. Эту мысль мне когда-то подсказал один человек: “Жантик, не будь корпоративным артистом, будь народным артистом. Ты выступаешь на банкетах, при этом подчиняешь себя желанию публики. А почему бы тебе свое творчество не продвигать?". И я с ним абсолютно согласен, я точно так же думаю.

– Ты говорил, что у тебя даже три мюзикла своих есть…

– Есть.

– То есть тебя можно назвать композитором, раз ты их написал.

– Ну да.

Секрет Бората

– Я вот заметил твою тягу ко всему английскому. Не думал, чтобы как-нибудь дернуть туда?

– В 1995 году я и дернул в Англию. Меня хватило на месяц скитаний по друзьям-товарищам. Я там долго не протянул. А до этого в 1993 году я поехал туда учиться в дипакадемию и прожил год. Я своими глазами видел этот период загнивания Великобритании. И, кстати, знаешь, почему Борат стал там так популярен? Он олицетворяет всех эмигрантов, которые приехали в Англию. Они все ходят именно с такими сумочками на поясе. Им принадлежат магазины, аптеки, заправки. А сами британцы потихонечку вырождаются. Их лет через двадцать разве что в деревнях каких встретишь.

И как дашь от злости качки…

– Сегодня у тебя хорошее настроение, но вообще у тебя довольно крутой нрав. А каково супруге рядом с тобой?

– Конечно, тяжело, ты что!.. Во-первых, я – личность, в определенных кругах известная. Стало быть, слухами обрастаемая. А во-вторых, я же сам по себе человек непростой. И таким улыбчивым бываю не всегда. Но мы так сильно друг друга понимаем, и научились нервы не трепать. Поэтому если у меня плохое настроение, я лучше уйду из дома. Она знает, что я сейчас пойду, пар спущу и вернусь нормальным. Обычно я направляюсь в тренажерный зал и срываю всю свою злость на штанге. И как дашь от злости качки часа на два с половиной. (Поет.) “И когда на море качка и бушует ураган…”

– Твоего сына зовут Аттила, а дочь – Джульетта. Как ты им такие не очень казахские имена выбрал?

– Почему неказахские?! Ну у дочери – да. Потому что доченька – это особое дело, понимаешь? Любовь к ней нельзя измерить какой-то национальной принадлежностью. Она красивая, и какое имя для нее еще подойдет? Я же представляю свою доченьку не в два годика, а в семнадцать-восемнадцать лет. Это будет красавица, правда. Каждый, наверное, у кого есть дочь, называет ее с большой-большой любовью. И тут не важно, какое это имя.

А что касается сына... Аттила – это кто? Предводитель гуннов. Гунны кто? Первые кыпчаки. Знаешь, как Волга будет по-казахски? Едiл. Он же Аттила.

Что делал в посольстве Малайзии? Работал!

– Ты много в чем преуспел. А есть ли что-то в жизни, чем ты особенно гордишься?

– Всем горжусь. Знаешь, мне не стыдно посмотреть в зеркало. Когда у меня родился сын, я задался вопросом “Что делать?”. Мне нужно было кормить ребенка и жену, тогда я это все понял и пошел делать. А раньше, кстати, я тратил деньги – будь здоров! Все, что заработал в посольстве Малайзии, спустил за месяц в клубе.

– А что ты делал в посольстве Малайзии?

– После Министерства иностранных дел я был помощником посла Малайзии в Казахстане. Потом работал в малайзийской золотодобывающей компании. А потом стал музыкантом. И еще начал работать на “Хабаре” ведущим программы “Hi-Fi Front”. Ну а дальше ты знаешь…

Артем КРЫЛОВ, фото Андрея ЛУНИНА и Ивана БЕСЕДИНА