Парадоксальная задача для министра Дуйсеновой стоимостью $100 миллионов

Об этом сообщил вице-министр здравоохранения и соцразвития Биржан НУРЫМБЕТОВ. Здорово! А сколько средств из бюджета РК было потрачено на создание центров обучения-переобучения безработных за последние пять лет в рамках “дорожных карт” – молчок. Теперь они будут конкурировать с вновь обученными? Это комедия, трагедия или детектив?

Да, этот заем, кстати, на возвратной основе. За счет чего его можно будет вернуть – не совсем ясно. Не станут же вновь обученные отрабатывать его в офисах и хранилищах Всемирного банка в качестве рабов?

Справка “КАРАВАНА”

В Казахстане при большом количестве открытых вакансий (17–20 тысяч мест) сегодня 456,5 тысячи безработных. Если верить работодателям, их не устраивает квалификация претендентов.

Отсюда первый парадокс

Как освоить и при этом не присвоить?

Если верить Биржану Бидайбекулы, львиная доля кредита  будет  направлена на материально-техническое оснащение центров занятости, непосредственно на профессиональное обучение населения, “на анализ нормативно-правовой базы и методологии, подготовку экспертов по разработке национальных образовательных стандартов”. Если следовать логике, то усопшую ныне правительственную “Дорожную карту занятости”, где тоже присутствовали эти пункты, можно считать полностью проваленной и разворованной? Такие выводы можно найти в десятках уголовных дел в разных регионах страны. Не странно ли, что число безработных и самозанятых в Казахстане растет?

Г-н Нурымбетов добавил, что за 5 лет подготовят более 2 тысяч производственных мастеров и 25–28 тысяч граждан, которых за шесть месяцев “обучат новым специальностям”. А сколько обучили ранее и куда они делись? Нет ответа.

Точно известно, каких специалистов не хватает. Местами  известно, где именно не хватает. Не совсем понятно: как в нынешних кризисных условиях подтянуть безработных к местам работы, если там есть проблемы с жильем? Старая версия госпрограммы ответов на эти вопросы тоже не дает.

Отсюда парадокс второй

Пенсионеры атакуют, молодые выживают?

Если верить официальной статистике, то в 2015 году численность наемных работников в возрасте 65 лет и старше увеличилась в Казахстане более чем в 2 раза. В то же время выпускники вузов находят работу все реже. Постоянную работу (причем не всегда по специальности) в лучшем случае находит только каждый третий обладатель диплома. Если повезет. И то не всегда по специальности. Не слишком ли дорого обходятся родине молодые специалисты?

Работодатели не скрывают, что порой выгоднее взять деда с опытом, который не совершит очевидных ошибок, чем юнца, который может “упороть чушь на ровном месте, и она при этом не взвизгнет. А хозяину за это придется держать ответ не только перед бюджетом”. Эту простую истину – насчет старого коня, борозды и особенностей ее вспахивания обученным персоналом – пару лет назад мне поведал глава Алматинской городской ассоциации предпринимателей Виктор ЯМБАЕВ.

Речь шла не только о “кабинетных” специальностях. О “прикладных” Виктор Вениаминович говорил с эпическим энтузиазмом, как Ленин с броневика: “Экономистов, бухгалтеров, юристов сегодня – как собак нерезаных. А если у вас в сортире унитаз треснет – мастер в лучшем случае через час приедет. И ему точно не 20–25 лет будет: потому что молодые за копейки совать в г…но руку не станут”.

Справедливо замечено. К слову, указанный выше проект Всемирного банка предусматривает, что работодатель должен “участвовать в процессе обучения кадров”. На каких условиях – неясно. Обучать начинающий персонал на платных курсах? А за чей счет банкет? Или доплачивать ветеранам за наставничество?

В тему. Количество пенсионеров в стране с 2009 года растет, хотя живут они не сильно долго. Согласно прогнозам министерства здравоохранения и социального развития, их доля к 2030 году составит пока всего 11–12 процентов от населения страны (дай им Бог долгих лет жизни, тем более что перед минздравом такая задача уже поставлена). К 2050-му ветеранов труда станет в 2,5 раза больше. С другой стороны, рост продолжительности жизни ворчливо-импульсивных, депрессивно-политизированных и вечно недовольных стариков с их приобретенными вредными привычками, завышенной самооценкой и заработанными болячками – это в какой-то степени нагрузка на бюджет отечества: социальные и медицинские гарантии, льготы и прочие преференции. Опять парадокс?


Справка “КАРАВАНА”

Пару месяцев назад научный консультант Инновационной школы геронтологии и гериатрии Казахского национального медицинского университета имени Асфендиярова Айкан АКАНОВ подтвердил, что Казахстан угодил в категорию стран с ускоренными темпами старения населения.

Дилемма: за что выгоднее бороться: за продолжительность жизни сограждан или поддерживать бюджет страны в эти трудные времена? Скажете, кощунство? Согласен. Но удорожание еды и лекарств, рост коммунальных тарифов, девальвация тенге, снижение прожиточного минимума – не лучшие средства, позволяющие беспечно встретить старость, которая не всем в радость.

Одна очень известная рекрутинговая компания отказалась от комментариев обозначенных выше парадоксов: “Это больше политический, а не экономический или социальный вопрос. Мы политикой не занимаемся. Извините…”.

Еще один эксперт прямо сказала, что за комментариями мне лучше обратиться в профильное министерство, поскольку конфликт поколений ее не интересует.

А министерство уже все озвучило: и стремительный рост продолжительности жизни, и количество вакансий, и потребность в специалистах, и количество денег для того, чтобы собрать этот пазл в “веселую картинку” для отчета в парламенте. Хотя охота сразу за двумя зайцами может обеспечить тяжелую психотравму для “охотника”.

Страны с отягчающими бюджет долгожителями – Швейцария, Исландия, Италия, Япония, Австралия, Израиль, Канада, Германия, Корея, Сингапур, Гонконг, Швеция, Великобритания, Китай, Саудовская Аравия и еще полтора десятка государств – кряхтят, но вынуждены поддерживать этих “дармоедов”. И при этом финансируют исследования, позволяющие продлить жизнь соотечественников. Парадокс? Нет! Потому что у них пенсионер – это не особый класс нищих, а VIP-категория граждан, которая когда-то способствовала процветанию страны.

Справка “КАРАВАНА”

Государственные пенсии впервые установили в Германии в 1889 году при “железном канцлере” Отто Бисмарке. Их выплачивали по достижении 70-летия. Хотя средняя продолжительность жизни тогда составляла 45 лет.

Наверное, всех этих парадоксов можно было бы избежать, если бы все ФИИРические программы и “дорожные карты” сложились так, как в упомянутых выше странах. Я о выстраивании экономической политики – диверсифицированной, открытой и без откатов. Тогда бы не пришлось, видимо, брать кредит у Всемирного банка.

Ну и в “довесок”. Министр финансов России Александр Лифшиц в разгар кризиса 2009 года сказал: “В любой стране люди уважают правителей, снабжающих их деньгами. И просто обожают тех из них, кто делает это за счет богатых… Когда Франклин Рузвельт выводил США из Великой депрессии, он обложил сверхдоходы по ставке 79 процентов, и американцы платили. Потому что держались вместе. Хотели быстрее выйти из кризиса. Осознавали силу государства, которое все равно свое возьмет”.

Похоже, у нас государство не всегда берет свое. Жаль…