За границей близкой и далекой, где несколько лет действуют школы для пап, такому поведению мужчин уже никто не удивляется. Папы перевоспитались. При этом их никто не зовет подкаблучниками. Года через три мы тоже узнаем качественно новых мужчин. Поскорей бы! (И это не надменное ожидание феминистки, а - нормальное желание женщины, имеющей двух детей).
Запускать казахстанские обучающие школы для пап, а также учить наших мужчин настоящей жизни приехали специалисты из Швеции и Украины. Это было замечательно. Одно но. На семинары для сильных мира сего пришли, в основном, женщины.
Мужчины, как всегда, были представлены скудно и скучно. Да и те оказались сильно обескуражены необычным лекционным материалом.
Их пассивность и квелость слегка разбавил энтузиаст из Кыргызстана, который преднамеренно приехал набраться знаний и открыть на родине мужской клуб, в котором друзья-товарищи вопреки мужским традициям не будут курить трубку, пить пиво и играть в карты. Папам предложат учиться пеленать детей, изучать женскую психологию и получать удовольствие от своей социальной, то есть почти святой, роли отца.
Беременные папы
В 1998 году в Стокгольме открылся первый Кризисный центр для мужчин. Приблизительно с того же времени в стране стойко укоренилось выражение и понятие "беременный папа".
Основателем отцовского движения в стране стал социальный работник Мартин Боше. Именно он приехал в Казахстан, поделиться своим опытом работы. Что интересно - пригласили его женщины.
"Точно так же как и в моей стране, идея создать клуб отцов принадлежала дамам, - говорит он и рассказывает, как после одной из конференцией, в которой принимал участие, у женщин возникал идея - охватить вниманием мужей, у кого жены должны были родить детей или уже имели ребенка. Задача стояла нелегкая, далеко не все мужчины считаются хорошими семьянинами, хороших отцов среди них еще меньше.
Между тем проблема уклонения пап от родов и в дальнейшем от воспитания детей выросла до гигантских размеров. Когда дамы-энтузиастки задумывали начать работать с потенциальными папами, они задавали очень много вопросов: станут ли отцы ближе к детям, улучшит ли здоровое отцовство гендерный баланс в семье, поможет ли активное участие отца в жизни семьи удержать матери свое рабочее место, снизит ли это процент домашнего насилия над женщинами и детьми?
Прежде чем открыть "школу для пап", Мартин Бош провел небольшое исследование. В течение года он приглашал мужчин на лекции, давал им советы как стать хорошими отцами, говорил, как надо себя вести при родах жены. Понял для себя, что мужчина по-особому реагирует на все эти темы. Он может сказать, да, это интересно, но, извините, это не для меня, или это - не имеет в моей жизни никакого значения!
Поэтому первые приглашения мужчин в клуб были распространены через врачей-акушеров. "Это были розовые листы бумаги, на которых было написано - "посетите мужской центр". Будут обсуждаться вопросы детской психологии", - вспоминает Мартин Бош. 50 будущих пап получили эти уведомления, однако на занятие пришел только… один.
Можно ли это было считать провалом? Марин говорит, что нет. Согласно психологии мужчин - все было правильно. Такой же результат можно было ожидать в любой другой стране. Пришлось учитывать мужскую психологию. Мартин написал коротенькие записочки: "Разговор с мужчиной. Разговор о вашей роли в воспитании ребенка. Как получить больше денег от родительской страховки"? - эти визитки вручили 50 мужчинам и они все пришли. Переступая порог неизвестного заведения, каждый из них спрашивал: "Здесь будут говорить о деньгах"? Мартин говорил: "Да", - но о деньгах не было ни слова.
Выяснилось, что на самом деле мужчин живо волнуют проблемы семьи, здоровье женщин во время беременности и рождение ребенка, но в силу мужских традиций, обо всем этом не принято говорить в компании друзей или коллег. Не мужские это разговоры.
Первая школа для пап начала менять стереотипы. И сразу стало ясно, что мужчины мало посвящены в женские проблемы. Марин спрашивал у потенциальных отцов: "У вас скоро будет ребенок"? Мужчины соглашались, но когда учитель интересовался - как они себя при этом чувствуют, мужчины говорили, что у них все прекрасно, нет проблем. 80 процентов будущих пап ничего не знали о первом периоде жизни ребенка.
С тех пор прошло 15 лет. Есть ли результат? Мартин Боше говорит, что после года работы в 1990 году 24 процента мужчин взяли отпуск по уходу за ребенком, позволив своим женам как можно быстрее выйти на работу. В 1992 году процент заботливых пап вырос до 64.
При этом, если год назад мужчины брали отпуск на 30 дней, то через год почти все оформили законное сидение дома на 54 дня.
Присутствие мужчин при родах стало нормой, если у них почему-то не получается "поучаствовать" при этом, они сильно расстраиваются, забывая о том, что еще совсем недавно такая практика считалась дикой и "не мужской".
С тех пор во всех городах Швеции работают школы для пап. За пятнадцать лет правительство страны сделало для себя интересное открытие: оказывается, когда мужчина делает шаг навстречу своей семьей, государство от этого только выигрывает.
Меняем сало на знания
Пять лет назад на Украину приехали два консультанта из шведского агентства по международному сотрудничеству. Один из них был Мартин Боше. Иностранцы предлагали активизировать украинских мужчин на ратные подвиги во имя семьи.
Сегодня представители украинской школы для пап, сотрудники общественной организации "Олег" признаются, что поначалу восприняли заморскую идею в штыки: думали, буржуи с жиру бесятся, вот и предлагают мужчинам кукол пеленать, книжки читать, детскую психологию изучать.
Однако, когда первые 15 добровольцев вернулись из городка Орншольдсвик, обученные "папиным технологиям", местные их не узнали. Капиталистическая идея оказалась симпатичной и увлекательной.
Первый мужской клуб открылся в городе Виннице. На помощь мужчинам пришли медработники и власти города. Мэр Винницы лично закончил курсы для пап и остался доволен такой пропагандой нового образа жизни. Сегодня школы для пап активно работают в Тернополе, Полтаве, Кировограде. Мужчины уже больше не шутят по поводу того, что функция отца длится всего три-пять минут. Будущие папы знают, как подготовиться к появлению ребенка, как поднять свою значимость в семье.
Организаторы школ говорят, что занятия с мужчинами - это не скучный курс лекций, а живое общение.
"Папские" проблемы
На фоне заграничного самосознания отцов, подкорректированнного обучающими циклами специальных школ, Казахстан выглядит пока бледно. У нас нет школ для пап, но хотя бы есть папы, которые хотят открыть такие школы. В Таразе, Шымкенте и Алматы уже открылись спецзаведения для мужчин.
В Шымкенте работает "Информационно-правовой центр для мужчин". Прежде чем его открыть, в городе провели исследование: насколько сильный пол нуждается в советах, касающихся семьи и воспитания детей, оказалось, что потребность в общении на заданные темы велика, просто проблемы не афишируются и о них не принято говорить в обществе.
Ерлан Улырбаев из Таразского "Центра поддержки инициатив" говорит, что когда пять лет назад узнал о существовании кризисных центров для женщин, уже тогда задумался, почему нет подобных центров для мужчин?
Сегодня в Шымкенте такой центр есть. Его двери открыты для пап-одиночек, мужчин, подвергшихся насилию, афганцев, чернобыльцев, вышедших из заключения.
К сожалению, пока у наших людей нет культуры потребления услуг помощи и поддержки. Но казахстанские энтузиасты не отчаиваются.
Даже развитой Швеции для изменения мужского менталитета понадобились годы...