Памятные даты

19 мая – день рождения Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина. Проще говоря, пионерии. И мы решили вспомнить фильмы, главными героями которых были советские пионеры, не боявшиеся ни белогвардейцев, ни шпионов, ни космических пиратов, ни ветряных мельниц…

Кортик сокровищ

Фильм: “Кортик”. Год: 1973. Режиссер: Николай Калинин.

В ролях: Сережа Шевкуненко, Володя Дичковский, Игорь Шульженко, Эммануил Виторган, Михаил Голубович, Наталья Чемодурова,

Вера Кузнецова.

Трехсерийный телефильм “Кортик” режиссера Николая Калинина по повести Анатолия Рыбакова – тот редкий случай, когда поздняя экранизация получает гораздо большую известность и любовь зрителей, нежели ранняя. Про кинокартину 1954 года Михаила Швейцера и Владимира Венгерова сейчас мало кто вспоминает, даже, несмотря на то что роль “главного плохого”, Никитского, там исполнил сам Бруно Фрейндлих. А вот “Кортик” Калинина стал классикой. Во многом благодаря трио юных актеров, сыгравших главные роли.

…Спасаясь от белогвардейцев, красный комиссар Полевой передал будущему пионеру (таковым он станет во второй серии) Мише Полякову кортик. Это оружие когда-то принадлежало одному из офицеров линкора “Императрица Мария”, и скрыта в нем некая тайна. Какая именно? Ответ на этот вопрос Миша и решил найти вместе со своими друзьями – пролетарием Генкой и интеллигентом Славой.

Фильм получился во всех отношениях. Он хорош и интригой, и постановкой, и актерским составом. Сцена, когда Никитский (в этой экранизации его сыграл Эммануил Виторган) предлагает проводить Мишу домой, до сих пор смотрится напряженно-жутковато. Ну а трое пионеров – искателей кладов покорили всю страну. Хотя до сих пор мало кто знает, что за Мишу и Генку говорят… женщины – профессиональные актрисы озвучивания Яна Турылева и Анна Власова.

Кстати, несмотря на то что основная часть действия фильма происходит в Москве, снимали картину на “Беларусьфильме”. Но главная звезда, Сережа Шевкуненко, сыгравший Мишу Полякова, приехал из союзной столицы. И именно его судьба сложилась наиболее трагично. Сергея, позднего ребенка двух ответственных работников “Мосфильма”, пристроили на съемки, дабы отвадить от плохой компании. Однако характер мальчика взял свое. В первый раз он попал за решетку уже в 1976-м. И затем вплоть да начала 1990-х в основном сидел – по разным обвинениям: от хулиганства до хранения оружия и наркотиков. Выйдя наконец на свободу, Шевкуненко стал авторитетом средней руки. 11 февраля 1995 года на Сергея было совершено покушение в подъезде его дома в Москве. Спасаясь от убийцы в лифте, а потом в квартире, Шевкуненко невольно спровоцировал гибель своей матери, с которой он жил, – женщину убили как ненужную свидетельницу. Самому Сергею было всего 35 лет.

А графиня-то настоящая!

Фильм: “Бронзовая птица”. Год: 1974. Режиссер: Николай Калинин.

В ролях: Сережа Шевкуненко, Володя Дичковский, Игорь Шульженко, Мария Капнист, Николай Кузьмин, Юрий Сидоров, Виктор Чекмарев.

В отличие от Сергея Шевкуненко судьбы Владимира Дичковского (Генка) и Игоря Шульженко (Слава) сложились более удачно. Хотя и успешными их не назовешь. Но пока пути-дорожки ребят не разошлись, им предстояло еще сыграть вместе в экранизации следующей повести Рыбакова – “Бронзовая птица”.

…На этот раз Миша, Генка и Слава вместе со своим отрядом отправляются на лето в пионерлагерь в Подмосковье. Разместились юные ленинцы на территории бывшей усадьбы графов Карагаевых, управляет которой зловещая старуха в черном – по слухам, сама бывшая графиня. Фасад усадебного дома украшает бронзовая статуя орла – точно такая же находится в местном музее. Какую тайну хранят птицы, что скрывает старуха и кто убил местного крестьянина – предстоит выяснить вошедшим во вкус поиска кладов и сокровищ пионерам.

Заключительный фильм трилогии “Последнее лето детства” будут снимать уже совсем другие люди. Сменятся не только режиссер и исполнитель роли Миши, но и Генка со Славой. Между тем Владимир Дичковский и Игорь Шульженко до сих пор живут в Минске. Недавно журналистам НТВ удалось свести их вместе на короткую встречу.

В “Кортик” и “Бронзовую птицу” оба в свое время попали случайно: в школу пришел ассистент режиссера, потом – фото- и кинопробы. После этого практически не снимались. Дичковский не поступил в театральный, стал шофером и крутит баранку до сих пор. Шульженко ныне строительный рабочий, кладет кафельную плитку и, судя по кадрам телепередачи, много пьет.

А вот графиня в “Бронзовой птице” самая настоящая. И по сюжету, и в жизни. Сыгравшая старую помещицу Карагаеву Мария Капнист сама была графиней. Бывшую дворянку в 1930-е репрессировали, и в кино она пришла только после смерти Сталина. Зато успела сняться в небольших ролях во многих фильмах, скончавшись в 1993 году. Причем по трагической случайности – ее сбила машина на выходе с киностудии имени Довженко.

Рождение тимуровцев

Фильм: “Тимур и его команда”. Год: 1940. Режиссер: Александр Разумный.

В ролях: Ливий Щипачев, Катя Деревщикова, Петр Савин, Марина Ковалева, Борис Ясень.

Вопреки распространенному и зачастую культивируемому мнению “Тимур и его команда” – это не экранизация повести Гайдара. Напротив, сначала Аркадий Петрович написал сценарий для фильма, а затем уже перевел его в прозу. Героев Гайдар назвал в честь своего родного сына от первого брака и приемной дочери от второго.

…Дочь советского полковника Александрова Женя вместе с сестрой Ольгой приезжает на дачу. Здесь она знакомится с Тимуром – командиром местной группы пионеров, помогающей людям, в особенности старикам и семьям красноармейцев – то дров наколют, то воду из колодца наберут, то пропавшую козу найдут. Однако старшая Ольга почему-то принимает Тимура за хулигана и запрещает младшей сестре с ним видеться. Между тем хулиганы в дачном поселке действительно есть – это Квакин, Фигура и их подручные, с которыми Тимур и его команда ведут хитроумную борьбу.

Вот что написала в своей рецензии на фильм “Учительская газета” от 5 января 1941 года: “Это повесть о пионере-патриоте, смелом, волевом, прямом и мужественном… А подросток Квакин и его бесшабашная компания на протяжении всего фильма противопоставляются Тимуру и его “команде”, причем вся неприглядность поступков “атамана” и его приятелей настолько очевидна, что ни один юный зритель не будет им симпатизировать!.. Воспитательное значение картины несомненно”. Воспитательное значение действительно было огромным. В СССР появилось целое тимуровское движение помощи как младшим по возрасту, так и пожилым людям, влияние которого частично ощущается и сейчас.

Учитывая временную близость начала Великой Отечественной войны, предугадать дальнейшие судьбы гайдаровских героев нетрудно. Между тем есть продолжение всем известной истории фильм “Клятва Тимура”, сценарий к которому Гайдар написал за первые две недели войны. Роль в этой картине стала второй и последней для Ливия Щипачева – главного Тимура страны. Больше в кино сын советского поэта Степана Щипачева, сам впоследствии талантливый художник, не снимался. Он скончался в январе 2001 года. Катя Деревщикова (Женя) после войны сыграла еще в нескольких фильмах, умерла совсем недавно – в ноябре 2006-го. И, наконец, Борис Ясень, исполнитель роли Квакина, сразу после начала войны ушел на фронт и вскоре погиб.

В 1976 году на Одесской киностудии сняли новую версию “Тимура и его команды” с Антоном Табаковым в роли Тимура, а также с Николаем Гринько и Леонидом Куравлевым. Однако “своей” картина так и не стала – подлинной классикой является фильм 1940 года.

С Браунингом наперевес

Фильм: “Судьба барабанщика”. Год: 1955. Режиссер: Виктор Эйсымонт.

В ролях: Сережа Ясинский, Даниил Сагал, Алла Ларионова, Виктор Хохряков, Андрей Абрикосов, Михаил Глузский, Георгий Милляр.

Советские пионеры были доверчивыми и молодыми людьми. Доверчивыми, но бдительными. И если кто-то обманывал ожидания пионеров, тот потом сильно об этом жалел. Потому что один пионер – он стоил нескольких вражеских шпионов и вредителей. Как, например, Сережа Баташов, барабанщик пионеротряда, сумевший вывести на чистую воду шайку предателей.

Отца Сережи, инженера Баташова, арестовали по обвинению в утере особо важных документов. Сам инженер был ни при чем, бумаги “посеяла” его жена Валентина (ее сыграла Алла Ларионова), которая после ареста мужа, недолго думая, бросила и его, и пасынка. Вскоре после этого в квартире оставшегося в одиночестве Сережи появляется родственничек – дядя Вася, брат Вали. Дядя Вася всячески обхаживает мальчика, хочет с ним подружиться, но пионера на мякине не проведешь. А если и проведешь, то ненадолго. И тут фразочки типа “Скажи, Яков, разве ради этого мы шли на баррикады?” не помогут. Тем более против браунинга.

В конце 1970-х была снята еще одна экранизация одноименной повести Аркадия Гайдара, однако большой популярности она не имела.

Культ Петрова и Васечкина

Фильм: “Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные”. Год: 1983.

Фильм: “Каникулы Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные”. Год: 1984.

Режиссер: Владимир Алеников.

В ролях: Егор Дружинин, Дима Барков, Инга Ильм, Инна Аленикова, Александр Леньков, Татьяна Божок, Саша Варакин, Софико Чиаурели.

Как-то идя по улице, два пионера, симпатичный и романтичный Петя Васечкин и простоватый и прямолинейный Вася Петров, встретили загадочного дворника. Тот пообещал школьникам исполнение желаний. Так на 1/6 части суши начался своеобразный культ Петрова и Васечкина.

Первый двухсерийный фильм “Приключения…” полюбился многим, хотя и пестрел недостатками, в частности, чрезмерным количеством песенных и танцевальных номеров. Ну а что тут было поделать, если режиссер Владимир Алеников не только сам написал сценарий, но и стихи к песням, а балетмейстером картины был Владислав Дружинин – отец Васечкина, то есть Егора Дружинина. “Трайбализм” на съемках вообще процветал. Так, одного из учителей сыграл тот же Дружинин-старший, роль Петрова досталась Диме Баркову, однокласснику его сына, а жена Владимира Аленикова Инна исполнила ведущую женскую роль – классной руководительницы.

Вернее, ведущую взрослую женскую роль. Так как главной звездой и “Приключений…”, и “Каникул” стала Инга Ильм, сыгравшая примерную отличницу и, разумеется, пионерку Машу Старцеву, в которую была влюблена добрая половина школьников СССР. Другая половина поклонялась Алисе Селезневой (Наташе Гусевой). Впрочем, некоторым ничто не мешало восхищаться обеими романтическими героинями.

Сразу после “Приключений…” последовало двухсерийное продолжение – “Каникулы…”. Хотя первой части, “Хулиган”, не должно было быть – отснятый материал забраковали наверху, и тогда пришлось додумать, доснять и домонтировать обращение к гоголевскому “Ревизору”. Вторая серия, “Рыцарь”, была уже оформлена как парафраз “Дон Кихота”.

Прекрасное далеко

Фильм: “Гостья из будущего”. Год: 1984. Режиссер: Павел Арсенов.

В ролях: Наташа Гусева, Алеша Фомкин, Илья Наумов, Вячеслав Невинный, Михаил Кононов, Георгий Бурков, Евгений Герасимов, Валентина Талызина, Наталья Варлей.

“Гостья из будущего”. Что, собственно говоря, мы увидели в этом будущем, кроме, конечно, говорящего козла? Ну, был еще робот Вертер, напоминающий неторопливого счетовода… Эта болезнь роботизации мощно выплескивается и в наше время, показанное на экране. Спокойно, невозмутимо бегут одноклассники за пиратами, похитившими их друга… Иногда кто-то для порядка напоминает: “А сейчас Колю пытают…” Сама гостья из будущего ничем не выделяется. Вообще-то у нее есть отличие – она лучше всех прыгает. Но и это ее свойство в погоне не пригодилось…” Вот так отреагировала газета “Московский комсомолец” на премьерный показ пятисерийного телевизионного фильма “Гостья из будущего” в марте 1985 года.

…Учащийся 6 “В” класса 20-й московской школы, пионер Коля Герасимов, выходя 13 апреля 1984 года из дома за кефиром, и не подозревал, что вскоре совершит путешествие во времени ровно на 100 лет вперед. Там Коля познакомится с роботом Вертером, предотвратит похищение космическими пиратами Крысом и Весельчаком уникального прибора миелофона и спровоцирует путешествие во времени на 100 лет назад и пиратов, и хозяйки миелофона Алисы Селезневой. Алиса в курсе, что мальчика зовут Колей, но ни его фамилии, ни лица не знает.

Наверное, это был последний фильм моего детства, ради которого бежали со всех ног с учебы/тренировки/прогулки домой. В огромные глаза Наташи Гусевой, затем еще раз сыгравшей Алису Селезневу в “Лиловом шаре”, были влюблены все мальчишки Союза. У девчонок тоже был приличный выбор – три Коли из 6 “В”: умный и ироничный брюнет Садовский, романтичный поэт Сулима и героический Герасимов.

К сожалению, в жизни судьба юного актера Алексея Фомкина сложилась не так красиво, как в фильме. Не найдя себя в кино и театре, он уехал сначала в деревню, потом во Владимир, где и погиб в пожаре в ночь с 23 на 24 февраля 1996 года. Наталья Гусева стала дипломированным микробиологом и сейчас работает в одной из московских компаний.

Трах, тиби-дох, тиби-дох!

Фильм: “Старик Хоттабыч”. Год: 1956. Режиссер: Геннадий Казанский.

В ролях: Алеша Литвинов, Гена Худяков, Николай Волков, Ольга Черкасова, Ефим Копелян, Лева Ковальчук.

Современным школьникам с трудом объяснишь, как это можно купаться в Москве-реке, когда она такая грязная, или почему человека с именем Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб с внешностью, подобающей имени, в Москве принимают с распростертыми объятьями, а не с заломленными руками. С этой точки зрения экранизация сказочной повести Лазаря Лагина морально безнадежно устарела. Однако картина “Старик Хоттабыч” все равно остается одним из любимейших детских фильмов.

Пионер Волька Костыльков действительно купался в Москве-реке, когда нашел старую лампу, покрытую тиной. Пытаясь ее почистить, он вызволил джинна Хоттабыча (более или менее полную версию имени смотрите выше), которому достаточно выдернуть волосок из бороды и сказать волшебные слова, дабы свершилось чудо.

Адаптировав Хоттабыча к действительности, Волька вместе со своим другом Женей, естественно, тоже пионером, решают показать пришельцу из прошлого советское настоящее. Для чего используют ни много ни мало ковер-самолет.

Хоттабыча увиденное приводит в такой восторг, что он решает остаться жить в СССР, найдя свое призвание в профессии фокусника-иллюзиониста. Интересно, что в книге Лагина Хоттабыч в итоге увлекся отнюдь не эстрадой, а прогрессивной радиотехникой. Кроме того, в фильме не нашлось места брату джинна, американскому бизнесмену Гарри Вандендаллесу и полетам в Италию и на Северный полюс.

Лагерь – наша большая семья!

Фильм: “Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен”. Год: 1964. Режиссер: Элем Климов.

В ролях: Витя Косых, Евгений Евстигнеев, Слава Царев, Арина Алейникова, Алексей Смирнов, Илья Рутберг, Нина Шацкая, Лидия Смирнова.

Несмотря на, казалось бы, очевидную жанровую принадлежность фильма “Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен” к комедиям о детях, отдыхающих в пионерском лагере, Элему Климову пришлось немало помучиться. Это была первая большая картина режиссера, его дипломная работа во ВГИКе, и тем не менее ее всерьез принимала комиссия критиков и цензоров, удалившая около 20 минут хронометража. Все просто – даже с минимальным образным мышлением комедия при просмотре легко превращалась в сатиру, а фраза из уныло декламируемого пионеротрядом стихотворения “Лагерь – наша большая семья” смотрелась по меньшей мере двусмысленно.

Подвергались серьезному анализу и другие сцены из фильма. Для большинства же зрителей “Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен” запомнится прежде всего гениальной игрой Евгения Евстигнеева (почитающий дисциплину директор пионерлагеря Дынин – первая большая роль великого актера), дебютом на большом экране Вити Косых – будущего Даньки из “Неуловимых мстителей” – в роли нарушителя спокойствия Кости Иночкина и незабвенным вопросом мальчика с сачком: “А че это вы тут делаете?”