АЛЖИР – Акмолинский лагерь жен изменников Родины. Организованный в 1938 году, он просуществовал до 1953-го – до смерти Сталина. Через него прошло более 20 тысяч женщин. И их детей. Этот фильм о них.
Фильм, который смотреть тяжело, невозможно. Но надо смотреть. Всем. Особенно тем, молодым, кто на форумах Интернета кричит, что все – ложь, никакого Гулага не было, все писаки – клеветники и враги встающей с колен России, пишущие за деньги Запада. Пусть знают.
Нельзя мельком написать о судьбах узниц – героинь фильма. Нескольких из 20 тысяч. Нельзя упоминать кого-то отдельно, тем более знаменитые фамилии, или ныне всемирно знаменитых детей, рожденных узницами АЛЖИРа, дабы не свести историю лишь к громким именам.
Но имена надзирателей из фильма “Мы будем жить” назову.
Сергей Баринов, чекист с пламенной верой в дело Сталина, совсем молодым получил высокий чин начальника управления НКВД Калининской области. Генеральская должность! Но, когда начались массовые репрессии, Баринов написал в Москву, что происходит чудовищная ошибка.
Чудом его не расстреляли. Всего лишь понизили в звании и сослали в Казахстан, назначили начальником АЛЖИРа. Многие и многие обязаны ему жизнью.
Сергей Васильевич Баринов так и остался в Казахстане. С экрана на нас смотрит глубокий старик и говорит: “Я никогда не верил, что они – изменницы и жены изменников. Никогда не верил!”.
В фильме мельком говорится еще об одном охраннике Гулага. Это Каирбеков. В начале 80-х годов, когда еще об этом нельзя было и упоминать, он рассказывал карагандинской журналистке Екатерине Кузнецовой, летописцу Карлага: “Здесь были такие люди! Цвет Советского Союза! Я был охранником, неграмотным аульным мальчишкой, который плохо знал русский язык. Все, что я знаю и умею, получил от них. Несколько лет назад я приехал в Москву лечиться. Лежал в общей палате. И ко мне стали приходить авиаконструктор, профессор, балерина… Всенародно известные люди! Все больные смотрели на меня и думали: что за старик из Казахстана, знатный такой? А этих людей я всех водил под ружьем...”.
Фильм “Мы будем жить” Дарьи Виолиной и Сергея Павловского выходит на канале “Культура”. Почему не на Первом канале, не на канале “Россия”? Если судить по телепрограмме, к Дню памяти жертв политических репрессий ни один российский телеканал не поставил в эфир больше ни одной передачи на эту тему. Не потому ли, что нам навязывают новые учебники истории, в которых Сталина называют “эффективным менеджером”?
Сергей БАЙМУХАМЕТОВ, Москва