Пампушки под шоу толстушек. 10 признаков карагандинского общепита

Хотите найти путь к сердцу карагандинца? Ищите его в районе желудка! Но это совет, крайне сложно осуществимый на практике. Ибо житель шахтерской столицы настолько искушен в еде и разборчив в предпочтениях, что поразить его даже самыми экзотическими блюдами и затейливым интерьером весьма непросто. Владельцам заведений общепита приходится буквально из кожи вон лезть, чтобы заманить к себе клиентов. Какими хитростями при этом пользуются карагандинские рестораторы, пыталась разобраться наш корреспондент.

Карагандинцы – что малые дети. Несмотря на устоявшиеся привычки, ортодоксальность взглядов и постоянство вкусов, не могут устоять перед манящим блеском новизны. А потому растущие как грибы после дождя увеселительные заведения в городе поначалу неизменно привлекают потоки клиентов. Пресыщенные разнообразием жители шахтерской столицы считают своим долгом посетить новый ресторан, кафе или паб – хотя бы для того, чтобы, будучи в компании, небрежно обронить: “А-а-а, этот, который на прошлой неделе открылся? Я там был… Ничего хорошего!”.

Времена, когда десяток увеселительных заведений города каждый вечер заполняли одни и те же клиенты, канули в Лету вместе с бандитскими разборками в центре города и малиновыми пиджаками. Теперь у каждого карагандинца есть свой “шорт-лист” местечек – под все оттенки настроения. Уболтать партнера подписать договор на выгодных условиях? Пожалуйте в статусный, проверенный годами ресторан в центре города. Многомиллионная сделка состоялась? Ура, можно отметить с шашлычком, коньячком, сауной и цыганским хором в скрытом от посторонних глаз загородном доме отдыха. Сделка сорвалась? Вас приглашают забыться под звуки джаза в  полуподвальном клубе либо отвлечься на всю катушку под “Рюмку водки на столе” в собственном исполнении в караоке-баре.

И все же есть в шахтерском городе такие места, куда без предварительной записи нечего и соваться – даже в будни, даже в рабочее время все места заняты. По крайней мере, на столиках красуются таблички с надписью “Reserve”.

Как правило, это небольшие этнокафешки с малым количеством посадочных мест, но  невероятно вкусными блюдами. Искать такие заведения нужно в самой глухомани – где-нибудь в частном секторе за высоким забором. Верная примета – стоящие около этого самого забора ряды дорогих иномарок.

Если же вы  гость города, вставший перед необходимостью поужинать в каком-нибудь милом и недорогом ресторане, то, скорее всего, вам это не удастся. Потому что владельцы находящихся на виду, имеющих многолетний стаж работы объектов общепита особо не утруждают себя борьбой за качество. В лучшем случае вам подадут меню, в котором названия привычных блюд будут заменены на крайне экзотические: “Шепот уставшей наяды”, “Улыбка кота, объевшегося сметаны” и т. д. И будут уверять, что цена на салат, состоящий из консервированной кукурузы и  крабовых палочек с майонезом, вполне соответствует его названию: “Крабовое адажио”.  А маленькая горка гарнира – это не иначе как “дефлопе”. Да еще и “лучший в Караганде”!

Впрочем, иногда это срабатывает: чем выше цена, тем больше шансов на  внимание к ресторану. Один мой знакомый – бывший карагандинец, а ныне европейский миллионер – рассказывал, как они с друзьями-бизнесменами пообедали в карагандинском ресторане на… 600 тысяч тенге!

– Двести пятьдесят тысяч отдал за бешбармак! – с досадой поделился он. – И ничего в нем особенного не было – мясо, казы и тесто. Когда же сказал приятелям, что обед не стоил денег, которые мы за него отвалили, те меня высмеяли: “Ты жмот, оказывается!”.

На более притязательную, но менее богатую публику направлены усилия тех владельцев ресторанов и кафе, которые пытаются привлечь посетителей с помощью развлекательной программы. На какие только ухищрения им не приходится идти! Здесь и шоу толстушек, и конкурсы двойников, и аукционы мужчин, и стриптиз, и театрализованные представления. Наиболее успешные рестораторы приглашают в свои заведения звезд казахстанской и российской эстрады, на том и стоят…

Те, кому звезды не по карману, берут иным. Оригинальный и уютный интерьер также может служить залогом успеха в этом  бизнесе. И пусть даже блюда не блещут оригинальностью, а цены кусаются, у таких заведений появятся завсегдатаи, которые  будут ценить замысловатую подачу и необычную форму официантов выше вкуса банального салата из помидорчиков-огурчиков.  

И все же подавляющее большинство карагандинцев в выборе места, “где можно поесть”, ориентируются на свои вкусовые рецепторы. В шахтерском городе всегда была пара-тройка чистой воды забегаловок, у которых выстраивались длинные очереди из машин – тут можно было увидеть советские “копейки”, постперестроечные “девятки”, а также шестисотые “Мерседесы” и “Ленд Крузеры” последних годов выпуска. Весь секрет хозяев этих забегаловок состоял в изумительного вкуса шашлыках по совершенно смешным ценам.

Сегодня многие из них перекочевали вместе с фирменными рецептами в отстроенные на заработанные деньги рестораны, а на их место в вагончиках и будочках пришли другие. Иногда нисколько не хуже. Может, дело не в рецептах, а просто место волшебное?

Одним из самых популярных видов общепитовского бизнеса в шахтерском городе, как и во многих других на постсоветском пространстве, стал фастфуд. И речь не только о признанных мировых брендах.

Предприимчивые люди быстро сообразили, что ритм жизни города диктует новые требования к еде – быстро, дешево и сытно. На улицах появились будочки со всевозможными донерами, блинчиками, самсой, сэндвичами и хот-догами –  при их обилии ни один не жалуется на отсутствие клиентов. Чудом сохранившиеся с советских времен блинные, чебуречные, пельменные и т. д. также пользуются спросом.

Еще более предприимчивые карагандинцы вспомнили, что лень – двигатель прогресса. И уже сейчас делают на этом неплохие капиталы. Новое веяние в карагандинском общепит-бизнесе: доставка еды на дом. Предложений много, на любой вкус и кошелек.      

Впрочем, у такого гастрономического изобилия  есть побочный эффект – юношей  и девушек “приятной полноты” на улицах Караганды становится все больше...

Караганда

Автор: Лариса ЧЕН