Палочка Коха в тюрьме и на воле

Новые, экзотические болезни атакуют нас со всех сторон - из Африки, Юго-Восточной Азии, вызывая панику во всех странах.
Но сенсационность новых бактериологических угроз не должна затуманивать трезвый взгляд на вещи. Есть болезни, с которыми человечество знакомо уже тысячелетия, от которых погибли и продолжают погибать миллионы людей. Туберкулез. В Казахстане эта болезнь сегодня стоит на грани настоящей социальной проблемы. За последние десять лет в стране шел рост заболевания туберкулезом, и сегодня Казахстан держит одно из первых мест по уровню заболеваемости в мире.
Он составляет 160,4 человека на 100 тысяч населения - это очень высокий показатель, тревожащий не только казахстанское правительство, но и другие страны, ВОЗ, международные организации.
Ежегодно в стране туберкулезом вновь заражается 23 тысячи человек. Но гораздо хуже положение в стане "сирых и несчастных" - заключенных казахстанских тюрем и колоний. Там туберкулез приобрел все черты эпидемии. Уровень заражаемости туберкулезом в местах заключения в 10-15 раз выше, чем в обществе в целом. Эта проблема привлекла пристальное внимание многочисленных международных организаций. Правительство также осознало степень угрозы - ведь срок заключенных рано или поздно заканчивается, и они возвращаются в гражданское общество, неся с собой все болезни, которые приобрели на "зоне".
Поэтому общество предпринимает усилия, чтобы если не полностью ликвидировать, то хотя бы локализовать и остановить распространение болезни, уменьшить ее негативные последствия для общества в целом.
Именно вопросам борьбы с туберкулезом в тюрьмах был посвящен недавно "круглый стол", в котором приняли участие известные врачи - фтизиатры, работники Минюста, уголовно - исполнительной системы, международных медицинских и гуманитарных организаций.
Поводом стало завершение первого этапа международной программы по борьбе с туберкулезом в тюрьмах Казахстана, так называемого "проекта ХОУП", осуществлявшегося два последних года в тюрьмах Карагандинской области. Проект ХОУП реализовывался в тесном сотрудничестве с Минздравом и Минюстом РК, при поддержке ЮСАИД, на основе стратегии ВОЗ по борьбе с туберкулезом.
За эти два года в колониях Карагандинской области была создана разветвленная многоуровневая система обучения медицинских и других работников колоний. Создали также мощную современную бактериологическую лабораторию стоимостью 50 тыс. долларов. Была налажена система контроля качества лабораторных исследований лабораторий тюрем со стороны областного противотуберкулезного диспансера.
Удалось также подступиться к другой важной проблеме: была внедрена система подготовки больных заключенных к освобождению, с целью завершения полного курса лечения в гражданском секторе.
Обеспечить непрерывность и эффективность курса лечения, внедрить в сознание пациентов понимание ценности их собственной жизни, необходимости бороться за свое здоровье, ответственности - это одно из важнейших направлений программы ХОУП.
И частично его удалось реализовать. Более 65 процентов освобожденных из тюрем больных пациентов продолжают лечиться и на воле, самостоятельно. Если учесть, что раньше этот показатель не превышал 8-9 процентов, то успех налицо. Общую ситуацию с туберкулезом в стране и в местах заключения в частности, обрисовал на "круглом столе" директор Национального центра проблем туберкулеза Галымжан Ракишев:
- В Казахстане ситуация с туберкулезом очень напряженная. Некоторые позитивные сдвиги произошли в прошлом году, но проблема туберкулеза остается. Откровенно говоря, за прошедшие годы мы запустили борьбу с туберкулезом, - сказал Г.Ракишев. Есть объективные причины: резкое снижение жизненного уровня, бедность, анитисанитария, ослабление профилактической работы из-за плохого финансирования. Негативную роль сыграло и то, что казахстанское здравоохранение не смогла вовремя перейти на качественно новые способы предупреждения и лечения этой болезни.
Некоторый перелом произошел только в последние годы. По сравнению с 2002 годом, в прошлом году достигнуто снижение заболеваемости туберкулезом на 2,9 процента. Смертность за этот же период также снижена на 7,5 процента.
Если сравнивать статистические данные, то в тюрьме значительно больше людей заболевают туберкулезом. Это объяснимо: скученность в одном месте большого числа людей, однообразное и скудное питание, ослабленность тюремного контингента. Отсюда - быстрая передача инфекции от заболевшего человека - здоровому. Эта тенденция, правда, в разных пропорциях, наблюдается во всех странах.
Но и здесь также есть некоторые положительные сдвиги, -отметил Г. Ракишев. В системе исполнения наказаний были организованы специализированные туберкулезные колонии. Сегодня в Казахстане их 8. Заболевший заключенный сразу отделяется от остальных и переводится в спецколонию.
Это позволяет уберечь от заражения других заключенных, а также более тщательно, целенаправленно проводить лечение. Сейчас в подобных колониях проходят лечение более 6 тысяч больных туберкулезом, - как впервые заболевшие, так и больные хронической формой.
Проект ХОУП в Казахстане не единственный пример сотрудничества с международным сообществом в этой сфере. Министерством Юстиции, в ведении которого сегодня находятся места заключения, совместно с Министерством здравоохранения, в Павлодарской области был начат пару лет назад пилотный проект по борьбе с туберкулезом в тюрьмах.
Огромную помощь по его реализации оказала международная организация фтизиатров Королевства Нидерландов. Впоследствии проект распространился на другие тюремные колонии.
Особенность ситуации в том, что многие туберкулезные больные в тюрьмах страдают резистентными, нечувствительными к противотуберкулезным препаратам, формами этой болезни. А так как сегодня происходит гуманизация нашей судебно-правовой системы, все большее количество осужденных попадает под амнистии, под сокращение сроков, актируются, досрочно освобождаются. Существует опасность, что возвращаясь на волю, они могут нести в себе болезни, угрожающие другим людям.
В гражданском здравоохранении нужно знать: с какой формой болезни приходят эти люди, в какой стадии, какое лечение они проходили, какие методы лечения показали свою эффективность? Иначе нельзя продолжать лечение.
Второй вопрос: доходят ли бывшие заключенные до гражданского здравоохранения, продолжают ли они лечиться и на свободе? Частично решить проблему удалось с помощью проекта ХОУП, отмечали участники "круглого стола".
- Проект ХОУП просто перевернул отношение и персонала колоний, и самих заключенных, к этой болезни, - рассказал выступивший на "круглом столе" начальник Управления Комитета уголовно-исполнительной системы Карагандинской области Каирболат Ескалиев. - Все мы почувствовали, что с этой болезнью можно и нужно бороться, что здоровье и жизнь человека можно сохранить. Новейшие системы диагностики и лечения, которые предоставили нам организаторы Проекта ХОУП, позволили сотням заключенных обрести надежду. Я думаю, что опыт Карагандинских колоний имеет очень большое значение и должен распространяться и в других тюрьмах.
Обсуждая проблему дальнейшего лечения бывших заключенных, собравшиеся высказывали различные точки зрения. К. Ескалиев, например, считал, что надо ужесточать санкции к тем из них, которые после освобождения не хотят долечиваться, уклоняются от визитов к врачу. Таких людей нужно изолировать и лечить принудительно.
Представитель Программы ХОУП Дебра Эль Анани, которая вела эту программу два года, с самого начала, уповает больше на просветительскую и психологическую работу с заключенными, на подготовку их в самостоятельной ответственности за свое здоровье.
Отмечалось также, что положительный опыт нужно как можно скорее распространять и в других тюрьмах. Ведь пока такая специализированная и мощная лаборатория действует только в Карагандинской области.
Анализы для колоний в других областях делают обычные медицинские учреждения. Необходимо также увеличение финансирования содержания этих учреждений и самих туберкулезных колоний со стороны государства. Ведь сегодня на питание одного заключенного в такой колонии выделяется ежедневно 297 тенге, несовершеннолетнего - 323 тенге в день. Лечение обходится в 120 тенге в день. Суммы эти, хоть и выше, чем в обычной "зоне", но все-таки достаточно скромные и их увеличение могло бы значительно улучшить и медицинские показатели.
Только хорошая диагностика и оперативное, современное лечение позволили сократить смертность от туберкулеза в тюрьмах Карагандинской области на 40 процентов.
И на этом нельзя останавливаться. Сейчас рассматриваются еще несколько очень перспективных проектов, с участием международных организаций, которые позволят решительно переломить положение с туберкулезом в тюрьмах.
Лонита Фаттик, представитель международной организации АДРА, сообщила, что идет работа по созданию специализированных Фондов, которые будут финансировать противотуберкулезные программы в Казахстане, в том числе и в тюрьмах. Уже созданы в четырех регионах Казахстана центры по лечению туберкулеза по методу ДОТС, позволяющему гораздо быстрее достичь полного выздоровления. Эта работа будет продолжаться и дальше и сеть таких центров должна быть создана во всех регионах страны.
Так что с коварной палочкой Коха можно успешно бороться и даже победить ее. Но только совместными усилиями.