Палата особого назначения?

Напомним: 11 мая депутаты Мажилиса, шокированные громкой операцией финпола по выявлению организованной преступной группы таможенников на “Хоргосе”, предложили заслушать в Парламенте ряд ответственных чиновников – начиная от главы финпола и заканчивая министром финансов. Кстати, первым предложил это Мухтар ТИНИКЕЕВ, а Ирак Елекеев поддержал его и развил мысль о борьбе с коррупцией далее – как, мол, так получилось, что многие годы на самых крупных таможенных постах незаконно и безнаказанно взимались поборы и миллиарды шли “мимо бюджета”? Даже покусился на святое: раз не могут депутаты или не желают с коррупцией бороться, значит, нужно самораспуститься.

Очень странно отреагировал на предложения депутатов спикер Мажилиса Урал МУХАМЕДЖАНОВ (на фото), произнеся фразу, которую уже две недели все цитируют: “Мы – не пожарная команда. Сегодня по “Хоргосу” заслушать, завтра, понимаешь, по “Шаныраку”, там – по дольщикам. Мы с вами работаем над законотворчеством”. И вместо того, чтобы поставить предложение на голосование, продолжал вразумлять расхулиганившихся инициаторов вызова чиновников на парламентский “ковер”: “Мы принимаем законы, понимаете, да? Есть моменты, когда где-то надо, может быть, вмешаться. А в целом надо быть осторожными”.

Может, непродуманно высказался Урал Байгунусович? Оказалось, нет. После двухнедельного тайм-аута на пленарке вновь выступает Ирак Елекеев и на этот раз предлагает вызвать в Парламент для отчета акимов Костанайской и Северо-Казахстанской областей, чьи подчиненные привлекаются за участие в коррупционных схемах.

И – вновь спикер ставит депутата на место с той же аргументацией: мы тут над законами работаем. А заодно с нескрываемым раздражением отвергает “все обвинения в бездеятельности”:

– Таким образом можно обвинить депутатов в том, что они непосредственно не участвуют в повышении надоев молока, урожайности полей. Или в том, что не принимают участия в повышении рождаемости.

Если даже не говорить о некорректности, с какой спикер пресекает предложения депутата, весьма, кстати, заслуженного человека и многое сделавшего на всех постах, которые занимал в системе Минюста, возникает вопрос: а верно ли вообще председатель Мажилиса понимает роль, функции палаты, которую возглавляет? Ведь не первый и не второй раз из его уст звучит утверждение, что задача депутатов – законы писать, а не решать чужие проблемы. И еще вопрос: давно ли он просматривал Конституционный закон “О Парламенте РК и статусе его депутатов”?

А в законе, который, впрочем, при другом спикере утверждался, ясно сказано, что Парламент помимо законодательной функции имеет еще и представительские полномочия. И в статье 25 “Полномочия депутатов РК”, в пункте 6, прописано, что депутат имеет право “Вносить предложения о заслушивании на сессии Парламента отчетов или информации должностных лиц, подотчетных палатам Парламента”.

И про осторожность, главном “божке” любого чиновника, там нет ни слова. И про то, чтобы “не вмешиваться”. И мы, электорат, как-то иначе представляем себе роль депутата в Парламенте – как представителя народа вообще-то, а также защитника наших, “чужих”, по мнению спикера, проблем.

Айгуль СОЛОВЬЕВА, депутат Мажилиса Парламента:

– Знаете, мне вообще не нравится слово “борьба”. Это должен быть системный процесс. Не суета и лозунги, а система. Нужно совершенствовать законодательство. Общественность на местах должна контролировать, как дорогу прокладывают, как крышу ремонтируют. Коррупция должна вызывать не зависть, не желание иметь такую же машину или особняк, а общественное порицание.

Виктор РОГАЛЕВ, депутат Мажилиса Парламента:

– Коррупцию можно победить, но с ней нужно бороться, прежде всего законами. В этом плане стоит обратить внимание на опыт Сингапура. Да, там жесткая, может, даже жестокая порой борьба шла, но они вынуждены были делать это, и, в принципе, они коррупцию победили. Там нет взяток! Они начали с построения законодательной базы и выстроили ее. Но они еще и сделали так, что законы начали исполняться.

Куаныш АЙТАХАНОВ, депутат Сената Парламента:

– Конечно, искоренить коррупцию вообще будет трудно, но вот свести к минимуму ее можно. Для этого необходимо бороться в первую очередь с причинами, которые вызывают коррупцию, а не с последствиями. На мой взгляд, нужно совершенствовать законодательство, чтобы невыгодно было совершать коррупционные преступления. Необходимо положение о статусе руководителей: министр или аким должен отвечать за свою команду. Если вице-министр совершил коррупционное преступление – министр должен уйти!

Астана

Автор: Daniel Shemratov