Еще с самого начала Первез Мушарраф, пришедший к власти в 1999 году в результате военного переворота, руководил страной благодаря поддержке военных. Однако ситуация в стране изменилась в связи с произошедшими событиями последних лет:
убийства в декабре 2007 года лидера оппозиции Беназир Бхутто;
победы на парламентских выборах в феврале 2008 года Пакистанской народной партии (ПНП) (которую после смерти Беназир Бхутто возглавил ее муж - Асиф Али Зардари) и Пакистанской мусульманской лиги (ПМЛ), возглавляемой экс-премьер-министром Навазом Шарифом, ранее свергнутым Первезом Мушаррафом в результате военного переворота;
создания в августе 2008 года ПНП и ПМЛ коалиции и с последующим требованием к Мушаррафу под угрозой импичмента добровольно уйти в отставку.
Позиции самого Первеза Мушаррафа сильно ослабли. В результате он оказался в затруднительном положении.
Во-первых, действующий глава уже не мог рассчитывать на поддержку со стороны военных, которые де-факто являлись сдерживающим фактором на пути исламистов и религиозных экстремистов, хотя лагеря подготовки последних находились на территории Пакистана и постоянно проводили как рекрутинговый набор, так и отправку своих "выпускников" во все страны региона и мира.
Стоит отметить, что на протяжении многих лет пакистанская армия являлась постоянной опорой своему генералу Первезу Мушаррафу. Однако настроения среди генералитета страны стали меняться не в его пользу. Почувствовав, что авторитет Первеза Мушаррафа в стране и в армии подорван, командование приняло решение. Тем самым военные изменили своей многолетней привычке и перестали его поддерживать.
Во-вторых, Первез Мушарраф фактически находился в политической блокаде, устроенной ему Пакистанской народной партией и Пакистанской мусульманской лигой. Оппозиция уже сформировала свой кабинет министров и продемонстрировала президенту свою подготовку по объявлению президенту импичмента.
Со стороны Мушаррафа уже было наивным ожидать поддержки от политических единомышленников, чья армия на политическом Олимпе после прошедших парламентских выборов не представляла реальной силы и фактически не могла влиять на политический расклад в правительстве и на формирование основных направление политики Исламабада.
В-третьих, внешние силы, а именно США, перестали делать ставку на Первеза Мушаррафа. Становится очевидным, что Вашингтон не мог мгновенно поменять свои взгляды на перспективы сотрудничества с ним. И это понятно, так как на смену симпатий Белого дома повлияла в первую очередь самостоятельность президента Пакистана, а также постепенный выход Первеза Мушаррафа из-под контроля Вашингтона.
Кроме того Белый дом будет еще долго помнить отказ президента Пакистана в проведении американскими вооруженными силами спецопераций, направленных против бойцов "Аль-Каиды", чьи лагеря находились в граничащих с Афганистаном районах, а вооруженные отряды боевиков беспрепятственно перемещались из одной страны в другую.
Подобный отказ Первеза Мушаррафа в отношении фактического вмешательства США во внутренние дела Пакистана не остался незамеченным: президент Пакистана стал практически первым за несколько десятилетий главой государства, который не пустил на свою территорию американских солдат. А ведь США привыкли, что границ других стран для них как бы не существует. Ясно, что отказ Мушаррафа стал примером для других, что фактически способствовало ограничению внешнеполитической деятельности Вашингтона, особенно в части его безнаказанного вмешательства в дела других суверенных стран.
Вышеперечисленные факторы и стали отправной точкой в процессе смещения с поста президента Пакистана. На сегодняшний день Пакистан как страна стоит перед выбором пути дальнейшего развития.
Вместе с тем, размышляя о дальнейших путях развития страны, нужно помнить, что Пакистан является ядерной державой. И фактическое безвластие, наблюдаемое сегодня в стране, может стать приманкой для разного рода экстремистских организаций. Учитывая морально-психологическое состояние в вооруженных силах Пакистана, не исключено, что армия, стоявшая во времена правления Первеза Мушаррафа на страже и охране военных объектов, не сможет дать отпор атаке террористов, вынашивающих планы по захвату атомного оружия. Кроме того остается неясной позиция самого руководства вооруженными силами, равно как и непонятна ситуация среди генералитета - неизвестно кто кого поддерживает.
В результате страна остановилась на перепутье, а наблюдаемый в последнее время период безвластья и неопределенности способствует распространению в стране религиозных идей и экстремистских взглядов, которые могут в короткое время приобрести реальные очертания, способные изменить до неузнаваемости Пакистан, считавшийся до недавнего времени мостом, связывающим США с другими странами региона.
Продолжение следует
Фото с сайта http://gzt.ru