Падёж тенге. Простые истории простых людей в непростое время

Перешла в тенге, получила кайф

Жительница Усть-Каменогорска за три месяца до девальвации перевела в отечественную валюту кредит, который в свое время брала в долларах США. “Я спаслась от разорения”, – убеждена женщина.

Сандугаш – 38 лет. Профессию получила в техникуме пищевой и легкой промышленности, опыт – на местном производстве по выпуску молочных и кондитерских изделий. Пять лет назад вместе с мужем построили планы на будущее – поставить дом, рядом – мини-цех по выпуску полуфабрикатов. Заняться семейным бизнесом.

Кредит оформили в валюте – 50 тысяч долларов. Во-первых, процентная ставка ниже, а во-вторых, тенге в тот момент укреплялся. После первой девальвации в феврале 2014-го семье пришлось заморозить строительство второго этажа, самим взяться за работу, которую прежде делали поставщики… На волне ожиданий повторного обрушения отечественной валюты Сандугаш попробовала было перевести кредит в тенге.

– В банке категорически отказали, – рассказала устькаменогорка. – Я год ходила к менеджерам как на работу. Писала в Алматы руководству. И, видимо, не только я, потому что этой весной проблема вдруг разом решилась. В мае позвонили из кредитного отдела и сказали: “Можно”. На мой взгляд, условия были грабительские, банк пересчитал остаток выплат по новому курсу. Но я все равно подписала договор – лишь бы в тенге.

С начала 2015 года вопреки ожиданиям отечественная валюта проявила стабильность.

– Муж ворчать начал, что зря заем переоформили, – говорит Сандугаш. – А когда случилась августовская девальвация, он сказал: “Спасибо. Иначе бы разорились”. Мы подсчитали: при условии оплаты в долларах сумма погашения была бы на 40 процентов больше. Я испытала кайф при мысли, что мы сэкономили столько денег!

Усть-Каменогорск

***

Ударим выдумкой по таргетированию

Житель Павлодара Нурлан после повышения курса доллара вынужден ежемесячно отдавать банку несколько возросшую сумму по ипотечному кредиту, оформленному в валюте. Но он верит, что случившееся позволит укрепить родственные узы.

В конце минувшей недели я помогал с переездом моему другу. Мебель и бытовую технику мы оставили на месте, лишь перевезли мелкий скарб. Нет, Нурлан не сменил свою квартиру на меньшую, а решил сдавать жилье в аренду. С вырученных денег будет рассчитываться за заем в банке. Ипотеку Нурлан оформил пять лет назад, а договор действует до 2022 года. После того как доллар отправился в свободное плавание, ежемесячная выплата банкирам за кредит выросла на 10 тысяч тенге. Однако семья нашла оптимальное решение. Теперь Нурлан с супругой и сыном будут жить у его престарелых родителей. И пусть их квартира находится не в центре Павлодара, а на окраине, но зато отныне у моего товарища не болит голова, где взять деньги на кредит. Более того, сумма аренды жилья несколько превышает размер платежа банку, так что появляется возможность досрочного расчета. Супруги планируют вместо семи оставшихся лет для погашения ипотеки внести полностью нужную сумму за пять. Да и дедушка с бабушкой будут видеть любимого внука каждый день.

Другой мой приятель и дальний родственник Азамат придумал, как экономить на бензине. Он – ярый приверженец люксовых автомобилей, а их объем составляет от 2,4 до 3,0 литра. Однако ему удалось сломать внутреннее неприятие малолитражек, к чему я его и склонял, так как сам езжу на авто с 1,5-литровым двигателем. Азамат же переплюнул меня, обменяв свой большой автомобиль на 1,2-литрового “малыша”. Супруга довольна, сам он уже всего за две недели ощутил экономию средств.

Павлодар

***

На “скачках” приумножили заначку

Алматинская семья Мендекуловых – назовем их так, на прошедшей девальвации заработала 300 тысяч тенге  практически из воздуха. Как им это удалось?

– Я получила декретные, отпускные, добавили зарплату мужа. Купили четыре тысячи долларов по старому курсу – 188 тенге за доллар и 1 000 евро – по курсу 200 тенге за евро, – рассказывает Алия. – Произошло это за полтора месяца до девальвации. Супруг хотел купить автомобиль. Подумали – кредит мы не осилим, а занимать крупную сумму не у кого. Деньги держали дома. А когда доллар первый раз подпрыгнул до 260, а евро до 320, сразу поменяли на тенге. После курс немного упал, мы снова купили доллары и евро. Несколько недель пристально следили за курсом валют и постоянно меняли деньги: то доллары на тенге, то евро, то юани. Бывало, в день по нескольку раз. Две-три недели я не расставалась с калькулятором. Большой проблемой было найти обменный пункт рядом с домом, так как некоторые не принимали иностранную валюту или не продавали. Конечно, изрядно понервничали, да и рисковали носить такую сумму. Как оказалось, очень многие так зарабатывают после отправки тенге в свободное плавание. Только люди располагают более крупными суммами. Следовательно, и навар получают больше.

Сейчас семья снова держит деньги в иностранной валюте. А прибыль собирается потратить на памперсы, детскую одежду. Говорят, коляску успели купить по старой цене – 35 тысяч тенге. Сейчас она вдвое дороже.

Алматы

***

Как выиграть на валютном росте?

С падением тенге казахстанцы начали “вбухивать” свои сбережения в товары народного потребления, такие как телевизоры, холодильники, компьютеры и, главным образом, в машины, которые гонят из соседней России в надежде потом их перепродать.

В то же время автоспрос на внутреннем рынке не сильно высок. Сейчас у людей просто нет денег для дорогих покупок. Между тем, пока падает тенге и растет доллар, лишь немногие играют по-крупному и весьма умело зарабатывают на том, от чего мы все страдаем.

Молодой и предприимчивый брокер из Астаны  Эрик Хван  умело зарабатывает чисто на валютных операциях. Ему 33 года, он получил экономическое образование в Германии, где и освоил азы валютного бизнеса.

– Все банки и обменники устанавливают собственные цены на покупку и продажу валюты, зарабатывая дополнительный доход. А клиенты днями и ночами стоят в очередях за долларами, которые вынуждены покупать дороже принятого мирового курса. Я покупаю доллары и евро без посредников, играя, скажем, на московской бирже, где совсем иные ставки и тарифы, – утверждает Эрик.

По его словам, для доступа ко многим валютным торгам зачастую не нужна даже лицензия. Все, что нужно, это внести символическую сумму на брокерский счет. После этого можно смело скупать различную валюту, чтобы затем более выгодно перепродать. При этом можно быстрее всех переводить тенге в доллары по более выгодным ставкам, пока остальные томятся в очередях, осаждая обменники.

Вместе с тем другой, не менее важный вопрос состоит в том, где держать заработанные деньги. В электронном кошельке должен лежать лишь минимум денег для различных операций. Держать их под подушкой или в домашнем сейфе тоже не совсем безопасно, как  открывать счет или депозит и с учетом того, что твои деньги будут эксплуатировать все, кому не лень.

– А вот простые банковские ячейки подходят в самый раз для долгосрочного хранения денег, – говорит Эрик. – Сегодня в ячейках хранится не меньше денег, чем на депозитах. При этом ваши деньги всегда должны лежать только в максимально выгодной валюте. Тогда сбережения будут реально расти.

Астана

***

Сохранить или заработать

Семья Жумагалиевых, живущая в Алматы, нельзя сказать, что бедная, но и богатыми их не назовешь. Глава семьи Серик – инженер, жена Куляш – врач. Оба зарабатывают, по алматинским меркам, немного, поэтому не шикуют.

Последние пять лет Жумагалиевы начали откладывать деньги на оплату обучения в институте своего сына Ерлана. Понемногу – в один месяц получалось отложить 20 тысяч, в другой – 10 тысяч. Если образуются остатки от зарплаты, эти деньги тоже кладутся на счет – или семейный, или на счет ребенка. Так собирается и “подушка” на всякий случай, и пополняется “образовательный” бюджет. Главный принцип их накопления – не рассчитывать на эти деньги, ни в коем случае их не трогать.

– Цена обучения в алматинском вузе – 500–700 тысяч тенге. Надо платить за каждый семестр. Четыре года обучения – это примерно 2–2,8 миллиона тенге. Заплатить сразу всю сумму мы не сможем, да и накопить тоже не успеем. Но если набрать хотя бы половину – все легче будет расплачиваться. Поэтому собранные деньги мы считаем “семестрами”. Но институты еще и скидку дают для тех, кто сразу за год платит, тоже можно выиграть, – рассказал “КАРАВАНУ” Серик.

В итоге на январь 2014 года Жумагалиевы смогли собрать почти миллион тенге – три семестра. Но после февральской девальвации 2014 года накопления обесценились почти на пятую часть. За следующие полтора года Жумагалиевы смогли положить на счет еще 200 тысяч тенге.

– Обидно было от потери денег, ведь почти по копейке собирали, – продолжает Серик. – Поэтому уже внимательно следили за тенге. Когда рассчитываешь на годы вперед, приходится учитывать возможность обесценивания валюты. Ерлану учиться в школе остался год, но за это время всякое может произойти. Поэтому в мае пошел в банк и перевел все деньги в валюту. Жена ругалась: за тенговый депозит капает 10 процентов, за валютный – только 2. Но я считаю главным эти деньги сохранить, а не заработать на них. До августа напряжение в семье было. Зато сейчас у нас почти семь тысяч долларов, к концу года будет два миллиона тенге. А главное – вузы пока не поднимают цены на обучение. Значит, у нас уже есть деньги на три года обучения. За это время еще накопим.

Алматы

***

Доллар, что ты делаешь с людьми?

Драматическая история, ставшая эхом отправки доллара в свободное плавание, развернулась в Павлодаре. Порезал себе шею предприниматель, заподозренный в присвоении 100 миллионов тенге своих клиентов, взятых для обмена.

За 15 лет работы в сфере покупки-продажи валют 60-летний предприниматель, владелец обменного пункта, наработал клиентскую базу. Люди ему доверяли большие суммы. Но в этот раз он, видимо, неверно рассчитал движения курса, когда взял у пятерых горожан деньги для обмена. По данным руководителя пресс-службы областного департамента внутренних дел (ДВД) Баян МАГЗУМОВОЙ, граждане, не дождавшиеся долларов, пожаловались в полицию. Общий ущерб – 100 миллионов тенге.

– С заявлениями обратились пять потерпевших, но их может быть больше, – сообщила “КАРАВАНУ” Магзумова.

Валютчик, узнав, что стал фигурантом расследования, решил покончить с собою и кухонным ножом полоснул себе по горлу. К счастью, выжил, сейчас находится в больнице. Супруга просила полицию приставить охрану, чтобы он не предпринял еще одной попытки самоубийства.

Между тем героем другой истории стала 39-летняя павлодарская домработница, которая выкрала из тайника хозяев 1 600 долларов и 300 тысяч тенге. Заначку она нашла во время уборки. Пропажа денег не была замечена, и через несколько дней приходящая работница стащила еще 1 500 долларов и 100 тысяч тенге. Но потратить их не успела, а на допросах в полиции жаловалась на нужду – непогашенные кредиты.

Павлодар

***

Ипотека с “пролетом”

Если для кого-то девальвация оказалась лишь сменившимися в одночасье на электронных табло банков и ценниках в магазинах цифрами, то по карманам некоторых карагандинцев она ударила сразу и больно.

Так, “в пролете” оказались мои знакомые, которые еще в июне продали квартиру под ипотеку. Ухоженная двушка с ремонтом и встроенной мебелью легко нашла своего покупателя. Молодой человек, осмотрев квартиру, поторговался немного и согласился на цену в 50 тысяч у. е., оговорив, что приобретать недвижимость будет в ипотеку. Внес задаток, и хозяева стали ждать, когда покупатель оформит все формальности и расплатится полностью.

Однако продажа квартиры затянулась. В первом банке, куда обратился молодой мужчина, кредитный комитет вынес отрицательное решение. Но упорный покупатель не сдался. Уговорив продавцов подождать еще немного, кинулся в другой банк. И сумел добиться долгожданного “да” от строгого кредитного комитета.

Но, как и водится, от положительного решения до выдачи денег должно было пройти еще не меньше трех недель. Момент расчета за квартиру пришелся ровно на конец августа. А 20 августа, как известно, грянула девальвация.

– При заключении договора купли-продажи сумма была указана в долларах, а в скобках оговаривался тенговый эквивалент, – рассказали продавцы квартиры. – Разумеется, ипотека тоже была в тенге. Поэтому, проснувшись 20 августа и увидев новый курс, мы схватились за сердце. Получить на руки мы могли лишь 33 тысячи долларов вместо ожидаемых 50.

Покупатель доплачивать категорически отказался, а отменить сделку было уже невозможно. В результате девальвации мои знакомые потеряли на продаже квартиры порядка 17 тысяч долларов.

Караганда

P.S. Так может быть пришло время сказать доллару "Гоу хоум"? Читайте здесь.

Автор: Лев Скрипин