Цена любого товара складывается из четырех основных факторов: цена производителя или поставщика, транспортировка и хранение, расходы магазина, налоги государству. С ценой производителя сделать нельзя ничего. Поэтому оптовые цены, как правило, остаются старыми. Учитывая, что две трети продуктов питания мы импортируем, то расходы по доставке для Казахстана очень велики.
– Потребительский спрос сильно не упал. Он не может упасть резко. В масштабах страны от силы на 10 процентов за 3–4 месяца. Но эффект от такого сокращения уже есть. Из-за падения тенге цены на услуги логистики упали. Сегодня доставить обычный трак из Европы до Алматы стоит чуть менее 6 тысяч евро. Год назад эта цена была порядка 9 тысяч евро. При этом евро дорожал с меньшей скоростью, чем доллар. Ввозить стали меньше, поэтому компании соглашаются на любую работу по низким ценам, – рассказал “КАРАВАНУ” председатель Совета ассоциации таможенных брокеров РК Геннадий ШЕСТАКОВ. – Но одновременно усилилось давление государственных органов на логистику. Это постоянные проверки на пунктах пропуска, давление на импортеров. Как следствие, в Казахстане практически прекратился транзит в третьи страны. Значительно сократился даже поток товаров, идущих напрямую в Казахстан. Те товары, которые предназначены для нас, сначала едут в Киргизию или Россию, там проходят таможенную очистку, и уже как товар Таможенного союза приходят к нам.
Расходы магазинов формально не сократились. Но так как цены выросли, то и маржа продавцов немного упала.
– Все продавцы помнят кризис 2008–2009 годов, в котором увеличение цены в ритме роста курса привело к обвалу оборотов. Потому торгующие компании очень осторожны – слишком высокая наценка приведет к низкой конкурентоспособности цены товара и провалу объема продаж, что увеличит оборачиваемость товара в 2 раза и соответственно уменьшит наценку в 2 раза, – рассказал “КАРАВАНУ” управляющий компании Trade Help Андрей КАЛМЫКОВ. – Таким образом, наценку повышать незачем.
В нашей стране, как во всем мире, есть два вида продавцов. Одни работают на скорости товарооборота и получают доход за счет больших продаж, не завышая маржу. Для поддержания скорости оборота товара они выступают регуляторами и цены поставщиков, так как им невыгодно резкое увеличение цены закупки товара. В таких магазинах нет большого выбора товара, но всегда есть популярные марки. Ассортимент их создан по принципу распределения Парето – 80 процентов оборота делается 20 процентами товара. Остальное даже не выставляется на полки.
Вторые продавцы работают на марже и получают доход за счет наценки. Это “магазины у дома”. В стране их более 20 тысяч. Они делают высокую наценку – 50–100 процентов, не могут влиять на цены, платят низкие налоги. Поэтому если у них высокая арендная плата за помещение, да еще привязанная к курсу, то они будут вынуждены свернуть бизнес. Как уже происходит в Алматы.
Сейчас в Казахстане работает две сети магазинов-дискаунтеров: “Магнум” и Small. Дискаунтерные бизнес-процессы самые жесткие, требуют очень четкого и эффективного контроля, оптимизации и управления. А раз так, то эти сети будут расширяться.
– Прогноз роста дискаунтерных магазинов – плюс 10 процентов в год. Это планы двух конкретных сетей, – сказал Андрей Калмыков. – Прогноз роста супермаркетов – тоже плюс 10 процентов. Прогноз роста магазинов у дома – минус 15 процентов.
Как в этой ситуации поступают власти? Давление на бизнес увеличилось. “КАРАВАН” уже писал, как налоговый комитет собирает недостающие налоги в бюджет. И основания для этого есть. Ведь с увеличением цены выросли обороты, а значит, растут и налоги. С другой стороны, правительство поставило перед собой главную задачу – сдержать цены на социально значимые товары. И прежде всего из потребительской корзины. Это хлеб, крупы, молоко, сахар, мясо. Ответ местных властей на кризис – проведение ярмарок. Но ярмарки занимают не более 50 из 365 дней в году. Настолько они и решают проблему сдерживания цен.