“Утиная охота” – произведение со сложной судьбой. Пьеса была написана в 1967-м. Опубликована лишь три года спустя. Экранизирована только в 1979-м – через семь лет после трагической гибели еще совсем молодого драматурга. А на экраны вышла вовсе в 1987-м. Но пьеса жива. Поставили ее и в Алматы – усилиями актеров русского ТЮЗа и дебютировавшего в качестве режиссера Дмитрия Скирты.
В принципе ничего революционного в плане постановки Скирта не открыл. Все, как прописано в тексте у Вампилова, что, впрочем, спектакль не портит. Тюзовская “Утиная охота” получилась без провисов, а главное – она сохранила ту атмосферу безысходности и ощущение тупика, из-за которых у пьесы и были проблемы в советское время. Однако все это не означает, что обошлось без ложки дегтя, и ложки солидной.
Итак, Виктор Зилов – провинциальный инженер, работающий, а вернее, отбывающий номер в ЦБТИ, Центральном бюро технической информации. Однажды утром он просыпается не в самом лучшем состоянии тела и духа. За окном льет дождь, в квартире пусто. Зилов собирался сегодня с друзьями на утиную охоту, но погода подкачала. К тому же неожиданно оказывается, что Зилов… умер. Вернее, он-то жив, но вот принесенный соседским мальчиком венок с надписью на ленте “Незабвенному безвременно сгоревшему на работе Зилову В. А. от безутешных друзей” наводит на определенные мысли. Хотя очевидно, что это лишь черная шутка тех самых “безутешных друзей”. И Зилов начинает вспоминать: не только вчерашний день – все события последнего времени, и приходит к горькому итогу…
Хороший ли человек Зилов в том значении, что обычно употребляется? Да я вас умоляю! Женился, похоже, то ли по наивности, то ли от лености. В итоге и жену сделал несчастной, и своих любовниц тоже. Может быть, Зилов – выдающийся инженер? Тоже нет. Замечательный, преданный друг? Опять мимо. И даже охотник он никакой.
Тем не менее его по-человечески жаль. Откуда берется чувство сопереживания? Наверное, оттого, что Зилов обаятелен. Он с ходу нравится женщинам, и даже гнев своей неглупой и обманутой жены способен превратить в улыбку. Обаятелен Зилов и в исполнении Дмитрия Скирты. А их дуэт с Ольгой Бобрик, играющей жену Галину, смотрится очень органично.
Но обаяние обаянием, а между тем главное в отношении зрителя к Зилову (более положительном, чем отрицательном) кроется в том, что его окружение немногим лучше. Продавщица Вера (небольшая, но яркая и сочная роль Марии Коваленко) может, конечно, называть всех Аликами, подчеркивая свою обиженность мужчинами, вот только ее сути это не изменит. Коллега Зилова – Саяпин (прекрасное исполнение Юрия Гнусарева) трусоват, да к тому же подкаблучник. Шеф Зилова и Саяпина – Кушак (Евгений Ефремов, как всегда, играет мощно и вдохновенно) – конечно, не ханжа, а напротив, большой поклонник женских красот. И даже, казалось бы, такое беззащитное существо, как охмуренная Зиловым абитуриентка Ира, еще вчера искавшая парня, который посвятил ей в поезде стихи, уже сегодня встречается с другим.
Глядя на это окружение, без труда понимаешь, почему в душе Зилова “пусто, как в графине алкоголика”, и почему он приходит к тому решению, к которому приходит. Далее также цитата из Вампилова: “Ничего нет страшнее духовного банкротства. Человек может быть гол, нищ, но если у него есть хоть какая-нибудь задрипанная идея, цель, мираж – он еще человек… А вот так…”.
Прошло 40 лет. Что изменилось? Зиловых – людей, не находящих баланса с действительностью и ищущих свою утиную охоту, – полна коробочка. Так, может, тогда не стоило столь скрупулезно подчеркивать принадлежность действия советскому времени? Ведь “Утиная охота” – вещь вневременная.
Ах да, о ложке дегтя. Я не знаю, причина ли в премьерных показах или это “системная ошибка”. Но в замечательном спектакле, на мой взгляд, есть четыре таких жирных, как теперь модно говорить, мискастинга, четыре таких оглушительных промаха, что и смотреть грустно.
Дмитрий МОСТОВОЙ, Иван БЕСЕДИН (фото)