Алаколь всегда славился своей чистой, животворящей водой. О ее целебных свойствах слагали легенды. Говорят, что местная вода способна вылечить заболевания, которые врачи порой причисляют к неизлечимым. Местные жители рассказывают удивительные истории о чудесных исцелениях.
Казалось бы, все эти легенды – лучшая рекомендация, и рекламы не надо! На озеро толпами едут туристы, а значит – должны развиваться инфраструктура и сервис. Но вот уже несколько лет Алаколь приходит в упадок. Все надежды на развитие местного туризма выглядят тут весьма призрачными.
И если озеро действительно лечит людей, то люди убивают его.
Наплыв посетителей становится все больше, а вот принять их на должном уровне возможности нет. В результате люди снимают комнаты в домах местных жителей без особого комфорта либо сами разбивают палаточные лагеря на берегу.
Последствия такого размещения – горы мусора. Мы приехали на пляж Алаколя и ужаснулись. Очередная шумная компания, уехав с берега, оставила арбузные корки, бутылки и объедки всего, чем так славно здесь пировала. Любители отдыха на природе резали барана, в память о шикарном пикнике всем остальным отдыхающим оставили копыта и прочие останки животного, которые источали жуткий гнилостный смрад…
Будет прилив – и вода почистит свой берег, но само озеро станет грязнее. Если раньше воды Алаколя были прозрачны и купание доставляло огромное удовольствие, то сейчас, как только начинает дуть ветер, к берегу прибивает все объедки, как будто озеро хочет показать: вот, смотрите, что вы со мной делаете…
Возможно, если бы здесь появились нормальные отели, которые бы организовали отдых на берегу с шезлонгами, точками питания, вывозом мусора, то озеру было бы легче. Но сегодня Алаколь превратился в место “хищнического” заработка. За сезон нужно сорвать куш – любой ценой…
Поселки Коктума и Акши, расположенные прямо на берегу Алаколя, в течение сезона оживают. Лето здесь короткое, длится всего полтора месяца, так что нужно заработать побольше. И если раньше стоимость отдыха была более или менее приемлемой, то сегодня за комнатку в барачном здании, без туалета и даже крана с водой в этом “номере” просят 5–7 тысяч тенге c человека! А что – туалет есть на улице, душ тоже, правда, вода там нагревается только к вечеру, и на всех ее не хватает.
Мы возмущаемся – в Турции по этой цене предлагают номера со всеми удобствами! “Ну вы нашли с чем сравнивать…” – заявила мне хозяйка одного из таких “отелей”. Правда, ответить, из чего же у нее складывается такая цена, не смогла.
Впрочем, вопросы ценообразования здесь решаются элементарно. Цена ставится, глядя на соседа, плюс надбавка – ведь у соседа все равно хуже, а люди платят…
Так и дорожает Алаколь день ото дня, становясь уже отдыхом для людей, как минимум, выше среднего достатка. Картина, конечно, комичная. Стоит кривая мазанка посреди степи, ну для самых важных гостей могут юрту поставить, а вокруг – сплошь крутые джипы с алматинскими номерами. И ведь едут наши люди, платят с лихвой.
И куда утекают эти деньги? В разговоре с администратором гостевого дома я узнала, что утекают они обратно в Алматы: там у хозяина сын учится, и у соседей то же самое… В общем, вот такой круговорот денег в природе.
А заработок предприимчивым дельцам Алаколь приносит действительно немалый. По самым скромным расчетам, гостевой дом на 10 кроватей после вычета всех затрат “зарабатывает” более миллиона тенге в месяц.
Только Алаколю от таких заработков лучше не становится. Уровень отдыха остается неизменно низкий, и у всех отдыхающих один вопрос: неужели никто не может взяться и сделать здесь нормальный курорт? Ведь земли вокруг полно, ставь отели и зарабатывай…
Впрочем, как выяснилось, новые отстроенные гостевые дома, которые сегодня принимают большую часть туристов, принадлежат вовсе не местным жителям. У жителей окрестных поселков элементарно нет денег, чтобы построить мазанку. Поговаривают, что здесь делают бизнес на скорую руку бизнесмены из Алматы, Талдыкоргана. Местные, конечно, тоже сдают свои хибарки, а сами переезжают жить на летние кухни, построенные во дворе, но это уже не бизнес, а выживание. Денег, заработанных таким образом, хватает, чтобы прожить зиму.
Но большая часть земель вокруг Алаколя все же пустует. Хотя, как нам говорили, несмотря на бескрайние просторы, свободных земель вокруг Алаколя уже давно якобы нет. Участки распроданы, и их хозяева ждут: как только наладится курортная жизнь озера, продадут их подороже.
Да уже сейчас цены на землю тут немаленькие. Так, участок в 30 соток в поселке Акши предлагают за 100 тысяч долларов, при этом никаких коммуникаций здесь нет…
И невольно думаешь – может, тут клады зарыты? Или нефть?
Или владельцы земли искренне верят, что тут сама собой туристическая инфраструктура расцветет? Мечтатели…