Мнения на этот счет приводятся разные. Например, одни считают, что казахстанцам стоит массово отказываться от суффиксов «-ов» и «-ев» в казахских фамилиях и утвердить некие общие правила их написаний на законодательном уровне. Правда, каким именно будет этот стандарт – представить пока трудно. С другой стороны, то или иное написание фамилии – момент личный и индивидуальный, поэтому в этой связи в какой-то степени имеет место вопрос: нужно ли что-то изобретать, придумывать и тем более – принуждать людей в массовом порядке?
Другой немаловажный момент: и во времена Российской империи, и в советский период имена и фамилии казахов сильно изменялись при написании, результаты чего видны и по сей день – Аристановы, Эрназаровы, Чариповы и многие другие. Насколько данная проблема важна и распространена в своих масштабах? Требует ли она какого-либо общего, справедливого разрешения? Помимо того, у нас довольно часто бывает так, что у членов одной семьи могут быть абсолютно разные фамилии. Более того, из-за разных фамилий у деда, отца, сына, внука и правнука теряется ощущение преемственности, и зачастую непонятно, что люди происходят из одной семьи.
В сегодняшнем материале медиа-портала Caravan.kz мы порассуждали на эту тему вместе с отечественным экспертом, автором серии книг «Ситуативный казахский» Канатом Тасибековым.
«В социальных сетях, где я достаточно активен, особенно в Facebook, нередко встречается мнение, что нужно в приказном порядке изменить имена на казахские. Якобы те люди, которые записали фамилии и имена на казахском – настоящие патриоты, а те, кто оставили окончания «-ов» и «-ев» – недостойные люди, чуть ли не биомусор. На самом деле это очень смешно. Ведь в первую очередь нужно смотреть на суть вещей, а не на название. Но в целом с тем, что нужно менять написание фамилий, я согласен и считаю эту идею правильной.
Одна из причин – это то, что у большей части казахов имена записаны неправильно. Бывают даже обидные вещи: например, имя Онал, которое с казахского означает «оправляться от болезни», «окрепнуть», какой-то полупьяный писарь мог записать через «А». И таких случаев довольно много и это, конечно же, нужно исправлять», - рассказал писатель.
Эксперт высказался об этой проблеме и на своем примере.
«У меня, кстати, фамилия также записана неправильно – Тасибеков. Имени Тасибек не существует в природе, есть Тасыбек. Следовательно, я должен был бы писаться Тасыбековым. Кстати, моего отца звали Ғалым Джабеевич, его отца звали Жәбей, и я помню, как однажды мы с братом задали отцу вопрос, почему мы не Жабеевы (как семья его брата) и, может, нам поменять фамилию. Отец сказал, как отрезал: – «Мен жетім болдым, нағашының қолында өстім. Фамилияға тиіспендер!» («Я рос сиротой и воспитывался родственниками мамы. Не троньте фамилию!» - Ред.) Эти его слова остались нам с братом как завещание», - отметил г-н Тасибеков.
По мнению нашего спикера, нам нужно избавляться от такого явления, когда в одной и той же семье встречаются разные варианты фамилии.
«Я сейчас вижу, что в одной и той же семье можно встретить три разных варианта написания фамилии – Маратов, Марат, Маратұлы. Это же нонсенс. Именно от таких противоречий нам нужно избавляться. И потом, это же современная жизнь. У нас такое же количество разводов, как и в европейских странах. Сегодня один ребенок записался под одной фамилией, второй ребенок – под другой. Потом через поколения потерялась связь, и уже, встречаясь, они друг друга могут не узнать. С одной стороны, это может быть дочь, а с другой стороны - сын одного и того же человека, которые через поколение могут не узнать друг друга, поскольку у одной фамилия дана по линии дедушки, а у другого – по линии отца. Если фамилия будет меняться каждый раз с поколением, это может привести к ужасным вещам.
Да, грузины пишут «швили», литовцы «ас», армяне «ян», но для начала казахи также должны твердо решить – как. А потом уже начать переписывать. И опять же этот вопрос должен быть увязан с переходом на латиницу. Комплексно, умно, решать проблему со всех сторон. Жительница России взяла фамилию Димаша Кудайбергена
Да, раньше казахи назывались или по роду – Керей Кабанбай, или по местности – Абу Наср из Фараба, или по знаменитому предку – Шакшак Жанибек; если нет, так по своим особенностям – Гусиноголосый Казыбек, Пеший Муса, Алдар безбородый. Сегодня родившиеся в Таразе не смогут все быть аль-Тарази. Надо сперва обдумать, решить, а потом делать. Это будет по-казахски, умно и не торопясь», - сказал г-н Тасибеков.
При этом наш собеседник подчеркнул, что написание фамилии с казахскими окончаниями не является гарантией патриотизма гражданина.
«Детская наивная вера в то, что можно в приказном порядке, изменив название, изменить и суть вещей, – удручает. Потому что, если взять людей, которые добились успеха и работают на благо родины, и, предположим, взяточников, я сомневаюсь, что именно тех, кто избавился от «-ов» и «-ев» среди взяточников нет. А патриоты – все, кто записаны «-ұлы». Это не взаимосвязано.
Скажите, разве Каныш Сатпаев, Мухтар Ауэзов, Тохтар Аубакиров менее патриоты, чем, к примеру, Мұхаммеджан Тазабек? Или Букейханов, Байтурсынов, Дулатов были менее патриотами?
Так почему же я, будучи сторонником перехода на латиницу и правильного написания казахских фамилий, сейчас не тороплюсь и призываю не торопиться? Я за то, чтобы все делать по-казахски: в моем понимании – это сделать умно, красиво, хорошо и тщательно подготовиться. А правила и нормы в этом плане пока не разработаны.
Четко, недвусмысленно, законодательно должно быть закреплено написание – имя, потом отчество, потом фамилия. И фамилия должна быть окончательно закреплена за, условно, фамилией по линии отца. И не меняться вообще, чтобы одна фамилия сохранилась навек. Я обеими руками за переход. Это нужно сделать умно и красиво, чтобы это не выглядело хаотично и наспех. И нельзя судить о патриотизме по фамилии – повторюсь, важна суть вещей, а не форма», - резюмировал Канат Тасибеков.