«Караван» попытался разобраться, в чем и как «ущемляют» «договорников».
Согласно Национальному докладу о состоянии госслужбы, на начало года штатная численность «слуг народа» составила 90 583 человека. Фактически трудились 83 009 «единиц» (так на бюрократическом языке именуют коллег. – Авт.). То есть дефицит кадров налицо. Более того, около полутора тысяч вакантных кресел и должностей пустуют уже более трех месяцев. Почему, если госслужба – это престижно и перспективно, а «единиц» все равно не хватает?
«Караван» обратился с запросом в Агентство по делам государственной службы (АГДС). С одной стороны, ответы разъяснили ситуацию. С другой - отчасти обескуражили.
А табачок врозь?
Лет 20 назад я трудился в пресс-службе премьер-министра. Конечно, был испытательный срок. Потом сдавал тест на знание шести законов и Конституции. Потом давал клятву на красиво оформленном Основном законе Республики Казахстан. После чего мне полагались разные «пряники», включая соцпакет.
Что обещают контрактникам? Только трудовой договор от сих до сих? А где награды за качественно выполненную работу?
Как следует из ответа АДГС «Каравану», согласно законодательству «контрактный служащий привлекается для реализации проектов. Срок контракта – не более года с возможностью продления в течение периода реализации проекта. Контрактные служащие не могут занимать государственную должность». И поэтому им «не предусмотрено предоставление льгот, единовременного денежного вознаграждения и компенсационных выплат, карьерное продвижение, принесение присяги, прохождение испытательного срока и тестирования».
Если я не ошибаюсь, с начала 2024 года на утрату поставили 8-9 госпрограмм и нацпроектов, которые сочинили в разных министерствах. Наверное, можно вычислить, кто их смастерил так, что они оказались убыточными и провальными – «штатники» или «контрактники»? Кто именно нанес ущерб госказне? Кто и какое понес наказание?
Комментарий юриста Алексея Шмидта:
«Согласно закону о госслужбе контрактники выделены в отдельную категорию чиновников, хотя они несут такую же ответственность, как и штатные работники. Уровни ответственности у них одинаковые. Почему, если человек проявил себя на этой работе, как профессионал, он не может быть вознагражден по заслугам премиями и не может претендовать на карьерный рост? Если «наемник» написал хороший проект, который был успешно реализован – премии получат «местные», а не контрактник. Где справедливость? Да, Концепцию развития госуправления согласовывали с министерством юстиции и минтруда, другими госорганами. Но я юрист. И вижу там нестыковки с Конституцией. А в ней сказано, что ВСЕ граждане РАВНЫ перед законом. Полномочия и ответственность между штатными работниками и наемными одинаковые. А «табачок», если говорить о премиях и соцпакете – врозь? Видимо, тогда надо раздельно считать, что сделали «свои» и «приглашённые». Помните, сколько было открыто дел по коррупционным правонарушениям и преступлениям в прошлом году в госорганах? Кто больше виноват: штатники или контрактники»?
Справка «Каравана»
Как сказано в законе о госслужбе, «Споры между контрактным служащим и государственным органом разрешаются в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан».
Во-первых, я не очень уверен, что суд примет сторону контрактника. Во-вторых, вряд ли он вообще пойдет в суд.
Бастыки из квазисектора выписывают себе миллионные премии, оплачивают их рядовые казахстанцы
И еще одно замечание Шмидта: «Работу отдела, департамента и вообще целого госоргана оценивают по общим итогам. Но есть же индивидуальные успехи отдельного работника? На премии в нашем случае могут рассчитывать даже те, кто имел очень опосредованное отношение к успешному проекту. Ну и где справедливость»?
Дамы уступают кавалерам? А кавалеры не уступают дамам?
Читаю Нацдоклад АДГС. Там сказано, что 90,4 % «сталкиваются со стрессом на рабочем месте… 47 % госслужащих не имеют собственного жилья. Закредитованность чиновников превышает 90 % (ипотека составляет 20,9 %), потребительские кредиты – более 40 %». 28,6 % – «рассрочка» на мебель и технику».
Комментарий Алексея Шмидта:
«Если человек на госслужбе при регулярной, но недостаточно высокой зарплате влезает в долги, это наталкивает на две мысли. Первая: он надеется, что когда-то станет большим начальником с высоким окладом. И поэтому набирает кредиты. Вторая: если период карьерного роста затягивается, то появляются соблазны коррупционного характера. Не важно, где человек работает – в акимате, министерстве, квазисекторе, где-то еще… Были бы шансы. Если у человека в голове только одно – как бы больше заработать, то это уже не работник. И еще я обратил внимание на один момент: среди нарушителей законов больше трети – женщины»…
Посмотрел статистику. Оказывается, в Казахстане на госслужбе – гендерное равенство. Небольшой плюс-минус, но 50 процентов. А в некоторых госучреждениях женщин даже больше. Правда, не на самых высоких должностях. В этом аспекте мы впереди толерантной Европы. Но при этом разница в оплате труда в Казахстане у мужчин и женщин, трудящихся на госслужбе, по данным из разных источников, составляет от 15,6 % до 23,4 %. И эти цифры не меняются уже более 15 лет.
Странно. Министерством труда и социальной защиты населения в последние годы рулили именно дамы – Гульшара Абдыкаликова, Тамара Дуйсенова (дважды), Мадина Абылкасымова, сейчас вот Светлана Жакупова. Но почему-то ни одна из них не поднимала вопрос о равенстве зарплат мужчин и женщин на госслужбе. Сильный пол препятствовал? Или что-то еще?
Ну и какой смысл «дамам» стремиться в госслужащие, если они заведомо проиграют «кавалерам» по толщине оклада?
Правозащитница Алтынай Садуакасова считает, что разница в оплате труда мужчин и женщин в госсекторе «сваливает Казахстан даже не советские времена, а в средневековье. Стыдно, что в ХХI веке наше правительство это не видит в упор. А то, что вы написали мне о контрактниках – как до этого в правительстве додумались? Мой муж 10 лет работал вахтовиком на нефтяных месторождениях наряду с местными рабочими в Мангистауской области. Получил травму. Местным за такие увечья много денег платят. А Омиржану всего 550 тысяч дали. Потому что он «со стороны» привлеченный, а не местный»?..
Ну и на закуску. Пару недель назад президент Токаев заслушал предложения нового главы Минцифры Жаслана Мадиева о подходах по внедрению искусственного интеллекта в госуправление. Искусственный разум лучше справится с нашими проблемами, чем обученные чиновники?
P.S. Перелопатил кучу сайтов. Обнаружил: ряд министров сменили свои высокие кресла за последние 10-15 лет на скамью подсудимых.
Не случайно же?