Отсутствие техосмотра – норма?

Трагедия в Актюбинской области, в результате которой погибли 52 гражданина Узбекистана, вынудила МВД РК провести проверку междугородних автобусов. Такая мера на сегодня представляется вполне оправданной. Но при этом все забывают одно: существующий ворох проблем известен давно. Только вспоминают о них в исключительно редких случаях, когда уже есть человеческие жертвы.

Злой рок шымкентских водителей

В Жамбылской области вновь выявлен целый букет нарушений в сфере пассажирских перевозок, что неудивительно – через регион ежедневно проезжает много транзитного транспорта. И почему-то именно с шымкентскими водителями возникает больше всего проблем.

Если вспомнить, то в свое время на это обращал внимание экс-аким Жамбылской области Канат Бозумбаев. После того как три года назад здесь случилось резонансное ДТП.

Тогда в Кордайском районе на 175-м километре трассы Алматы – Ташкент автобус столкнулся с микроавтобусом. В результате аварии девять человек погибли, еще 11 пострадали. В числе погибших были восемь граждан Киргизии и одна россиянка с видом на жительство в Казахстане.

Но самое страшное, этому факту предшествовало как минимум пять серьезнейших аварий с участием общественного транспорта, в которых неизменно гибли или получали тяжелые травмы люди. И во всех происшествиях фигурировали автобусы, курсировавшие из Шымкента в Алматы или в обратном направлении. За рулем находились водители из Южно-Казахстанской области. В Жамбылской области на трассе сгорел автобус

Так, 24 февраля 2013 года на перевале Куюк столкнулись два пассажирских автобуса и автогрейдер. В аварии погибли три человека, 19 были ранены. 4 марта на той же трассе, недалеко от Отара, автобус столкнулся с “Мерседесом”, в результате погибли четыре человека. В ночь на 20 марта автобус “Мэн”, в салоне которого находились 46 пассажиров, столкнулся с КамАЗом, стоявшим на обочине. Пять человек погибли, 26 получили ранения.

Глава региона обратился в правительство

Такое положение дел и вынудило тогдашнего главу Жамбылской области написать письмо в правительство.

“Еженедельно автодороги Жамбылской области пропускают более 500 автобусов из Южно-Казахстанской области, из которых 370 проезжают в ночное время суток, – заявил Канат Бозумбаев в своем обращении. – В течение последних трех лет по вине водителей пассажирского транспорта соседней области у нас совершено 20 ДТП, в которых погибли 36 человек, еще 17 ранены. Также летом 2010 года произошла крупная авария с участием шымкентского автобуса, в результате которой 21 человек погиб и шесть получили ранения”.

Аким внес предложения по установке жестких ограничений пассажирских перевозок в ночное время суток.

А воз и ныне там

Увы, адекватные меры тогда приняты не были. И проходящее в стране оперативно-профилактическое мероприятие “Автобус” свидетельствует, что воз проблем и ныне там.

Как подчеркивают в областном ДВД, в ходе ОПМ выявляются незаконные мигранты и нелегальные перевозчики, пристальное внимание уделяется автобусам с пассажирами-иностранцами, а также транспорту с регистрацией другого государства.

Также в центре внимания – нарушения правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом.

– Местной полицейской службой ДВД Жамбылской области совместно с представителями общественности и инспекции транспортного контроля созданы мобильные группы по выявлению возможных скрытых маршрутов передвижения автотранспорта, при этом особое внимание уделяется обязательному и предрейсовому техническому осмотру пассажирского транспорта, медицинскому осмотру водителей, соблюдению ими режима труда и отдыха, – прокомментировали в областном департаменте.

– Первые результаты неутешительны – только за два дня выявлено 244 нарушения ПДД, совершенных водителями общественного транспорта. В том числе это нарушение правил режима труда и отдыха, незаконное переоборудование транспорта, пользование телефоном или радиостанцией во время движения, за что наказаны 30 человек, – рассказал заместитель начальника МПС ДВД Жамбылской области полковник полиции Самат ХУСАИНОВ.

Еще 20 водителей привлечены к ответственности за превышение скорости, у четырех не оказалось страховых полисов. Но что примечательно – выявлены 14 автомашин, не прошедших обязательный техосмотр!

Напомним, именно это нарушение было выявлено и в случае с шымкентским автобусом в Актюбинской области. Как могли сгореть заживо 52 человека?

Спасите жизни других

Ветеран транспортной системы Каржаубай БЕЙСЕН предлагает вспомнить слова Бозумбаева, которые актуальны и сегодня.

– Люди вынуждены садиться в автобусы, выполняющие дальние рейсы, – говорит он. – Более того, часто транспорт использует дизельное топливо в зимнее время. А в такие морозы, которые случились в этом году, это чревато неприятными последствиями. Автобус может заглохнуть посреди степи!

Кстати, именно такой случай произошел на днях в области. В 15 километрах от села Аспара Меркенского района из-за технической неисправности застрял автобус, в котором находились 44 гражданина Узбекистана.

– Наши спасатели эвакуировали их в один из пунктов обогрева, находящихся вблизи трассы, – СШ № 2. Затем их забрал приехавший из Алматы работодатель, – рассказала руководитель пресс-службы ДЧС Жамбылской области Сауле МУНАТАЕВА.

ЖАМБЫЛСКАЯ ОБЛАСТЬ