Календарный указ Петра I
В России - в 988 г. н. э., когда князь Владимир Святославович отказался от языческой веры и принял христианство, была введена и византийская эра летоисчисления (версия от "сотворения мира"), дата начала которой отстоит от рождества Христа - на 5508 лет.
Византийская эра версии от "сотворения мира" просуществовала в России свыше 700 лет. Однако, наиболее "продвинутый" русский царь, Петр I в 7208 году - по счислению византийской эры своим царским указом ввел новую эру "от рождества Христова", и 7208 год "от сотворения мира" был заменен на 1700 г., версии "от рождества Христа". Но этим царь Петр не ограничился - в связи с переходом на новую эру было также решено за начало года считать не 1 сентября, как раньше было в византийских календарях, а 1 января - конец года с 31 августа переместился на 31 декабря!
Безусловно, Петр I мыслил незаурядно: чтобы привести новый российский календарь в соответствие с календарями других стран, в которых уже давно применялся юлианский календарь с эрой "от рождества Христова", пришлось в последнем, 7207 году по эре "от сотворения мира" увеличить количество дней на 4 месяца, то есть, вместо 365 дней стало (в порядке исключения) 497!
Казус юлианского календаря
Многие века западный мир пользовался юлианским календарем, но однажды стало ясно, что он нуждался в реформе. Проблема заключалась в том, что календарный день весеннего равноденствия, то есть 21 марта, стал заметно не соответствовать реальному равноденствию. Эта разница произошла из-за того, что Созиген, создавая календарь, не учел открытия Гиппарха и принял продолжительность календарного года за 365,25 суток, то есть взял не намного большую величину, чем продолжительность тропического года (365, 242196), но даже эта малость стала причиной проблемы. Ко второй половине XVI века разница эта составила почти 10 суток! Недостаток юлианского календаря отмечали многие известные астрономы, в том числе Улугбек.
Указ католического папы Григория
Специально созданная комиссия указом главы католической церкви, папы Григория XIII в 1581 г. приняла новый проект, разработанный в свое время преподавателем Перуджийского университета Луиджи Лилио, и 24 февраля 1582 г. папа Григорий XIII издал специальную буллу о введении нового календаря. Допущенная неточность была исправлена, скорректирована, и счет дней был передвинут на 10 суток вперед.
Таким образом, день весеннего равноденствия вновь вернулся на свое место - на 21 марта. Чтобы не повторять ошибки прошлого, было решено в каждые 400 лет сокращать количество високосных лет на три года, т.е. вместо 100 високосных лет установить 97 лет, а те вековые годы, число столетий которых не делится на "4" без остатка, не считать високосными годами.
Поэтому годы: 1700, 1800, 1900, 2100 считаются простыми, а годы 1600, 2000, 2400, 2800 - високосными. Новый календарь назвали "григорианским", или календарем нового стиля, в отличие от юлианского, который теперь считается календарем старого стиля.
Продолжительность григорианского года с учетом указанных исправлений составила 365,242500 суток. Таким образом, разница между тропическим и григорианским годом составит всего - 0,000304 суток. Различие в одни сутки - наступит почти через 4000 лет.
Итак, в том же, 1582 г. григорианский календарь был официально введен в Италии, Испании, Португалии, Бельгии, Франции, католиками Дании.
В 1583 г. - католиками Швеции, Голландии, далее, в 1584 г. - католиками Швейцарии, германских княжеств и городов-государств.
В 1586 г. он стал официальным календарем в Польше, а годом позже - и в Венгрии. Уже в начале XVIII века григорианский календарь стали признавать не только католики, но и протестанты.
В 1700 г. он был принят протестантами княжеств Германии, Дании, Норвегии, в 1701 г. - протестантами Швейцарии. Позднее, в 1752 г. - в Англии, Ирландии, в 1753 г. - Швейцарии и Финляндии, в 1873 г. - Японии, в 1911 г. - Китае, в 1916 г. - Болгарии, в январе 1918 г. - Советской России, в 1919 г. - Румынии, в 1924 г. - в Югославии и Греции, в 1925 г. - в Иране, в 1926 г. - в Турции, в 1967 г. - во Вьетнаме.
Однако, в зависимости от того, когда была проведена новая календарная реформа (в том или ином государстве), стало принято в год введения григорианского календаря добавлять к дате 10, 11, 12, или 13 суток.
В период в 1582 г. по 1700 г. - поправка составляет 10 суток, с 1700 г. - по 1800 г. - 11 суток, с 1800 г. - по 1900 г. - 12 суток, и с 1 марта 1900 г. - по 28 февраля 2100 г. - 13 суток. Так, в Советской России 14 февраля 1918 г. (по новому стилю) наступило сразу после января.
Африканский коптский календарь
Как известно, коренное население Египта - копты, однако копты проживают и в дебрях Африки - в Эфиопии, а также в Судане, Иордании, Израиле, Ираке, Турции. В Эфиопии коптский календарь также стал официальным календарем страны, но начало эфиопской эры по отношению к коптской - сдвинуто на семь лет и восемь месяцев назад.
Особенности коптского календаря: состоит из 12 месяцев, по 30 дней в каждом, а после 12 месяцев следует 5 дополнительных дней, к которым раз в четыре года добавляется еще один день. Таким образом, обычный коптский год содержит 365 дней, а високосный - 366 дней.
Однако, в отличие от юлианского, високосные годы коптского календаря - годы, порядковые числа которых при делении на "четыре", - в остатке дают "три". То есть математически порядковое число високосного года выглядит так: 4х + 3. Летоисчисление же по коптскому календарю начинается 29 августа 284 г. по юлианскому стилю, но 11 сентября 284 г. - по григорианскому.
Однако, после коптского високосного года начало следующего коптского года приходится на один день позже, - т. е. на 30 августа, или 12 сентября (следовательно, нет единой даты праздника Нового года!).
Существуют таблицы соотношений дат коптского с григорианским, юлианским календарями.
1-му марта юлианского календаря всегда соответствует пятый день месяца "барамхат" (185-й день коптского года). Но 1-му марта по григорианскому стилю всегда (это реально на XX и XXI вв.) соответствует 22-й день месяца амшир (172-й день коптского года).
Таковы основные принципы построения солнечных календарей. Однако, при всех их различиях они схожи в одном - в их основу положен солнечный, то есть, тропический год.
Особенности исламских календарей
Полезно знать, по каким канонам живут ближние и дальние государства, какие особенности (и календари) в укладе их жизни являются основополагающими.
Лунный календарь был создан достаточно давно, возможно потому, что Луну, ближайшее к Земле астрономическое тело, было легко наблюдать даже невооруженным глазом.
Астрономы установили, что период обращения Луны вокруг Земли равен 27,321 суток. Луна повернута к Земле всегда одной и той же стороной. Фазы Луны заметны по очертаниям видимой (дневной) части Луны. В некоторых странах Африки имеются лунные календари, в которых подсчет времени ведется не от новолуний, а от полнолуний.
До середины VII в. на территории Аравийского полуострова жили разрозненные арабские племена, которые вели первобытнообщинное хозяйство и поклонялись многим богам. У них не было общепринятого летоисчисления и единой веры.
Наиболее распространенная к моменту возникновения новой, мусульманской религии, или ислама, была "эра слона", связанная с памятным для аравийцев нашествием на один из их городов - Мекку - эфиопской армии, в которой, по преданию, были слоны, ранее неизвестные арабам.
В середине VII в. на полуострове образовалось сильное феодальное государство - Арабский Халифат, в состав которого входили страны Ближнего и Среднего Востока, Средней Азии, Пакистана, Северной Африки, Юго-Западной Европы, а также Грузии и Армении.
Основателем ислама считается житель Мекки - Мухаммед. Идеология ислама изложена в Коране. Однако, в 622 г. Мухаммед был вынужден с группой свои сторонников переселиться из Мекки в Медину. Дату - год, месяц, день его переселения - хиджры (по-арабски слово "хиджра" означает "переселение"), 16 июля 622 г. стали затем считать началом исламской или мусульманской эры летоисчисления.
Были переведены на арабский язык важнейшие труды выдающихся греческих астрономов, например, классический труд Птолемея - "Великое построение" ("Альмагеста").
В мусульманских странах появились талантливые ученые-астрономы, занимавшиеся, главным образом, хронологией. Среди славных имен мусульманского мира особую известность заслуженно обрели арабы, например, Аль-Баттани (ок. 850-929), который в течение 40 лет вел систематические наблюдения за небесными светилами и создал более совершенные таблицы движения Луны и Солнца, а также - связанные с ними календарные системы;
Абу-ль-Вефа (940-998), работавший в Багдаде, и каирский астроном Ибн-Юнис (950-1009); Мухаммед бен Муса Хорезми (787-ок.850); великий энциклопедист, математик, астроном, ботаник, геолог, географ, и т.д. - Бируни (973-ок.1050); Мухаммед Улугбек - ученый, математик, самаркандский астроном, внук знаменитого полководца Тимура (Тамерлана), создал высшую школу - медресе, где учил, хотя и занимал (с 15-летнего возраста) в городе Самарканде высокую административную должность (1394-1449); азербайджанец Насирэддин Туси создал "Звездный каталог", "Краткое руководство к астрономии" (1201-1274).
Надо сказать, что лунные календари распространены преимущественно в тех странах, где исповедуется ислам, и таких стран еще в XX веке было - более 40:
1. Алжирская Народная Демократическая Республика
2. Арабская Республика Египет
3. Гвинейская Народная Революционная Республика
4. Государство Бахрейн
5. Государство Катар
6. Государство Кувейт
7. Демократическая Республика Афганистан
8. Демократическая Республика Судан
9. Республика Джибути
10. Западная Сахара
11. Иорданское Хошимитское Королевство
12. Иракская Республика
13. Исламская Республика Иран
14. Исламская Республика Мавритания
15. Исламская Республика Пакистан
16. Йеменская Арабская Республика
17. Королевство Марокко
18. Королевство Саудовская Аравия
19. Ливанская Республика
20. Мальдивская Республика
21. Народная Демократическая республика Йемен
22. Народная Республика Бангладеш
23. Народная Социалистическая Республика Албания (!)
24. Объединенные Арабские Эмираты
25. Республика Гамбия
26. Республика Индонезия
27. Республика Мали
28. Республика Нигер
29. Республика Сенегал
30. Республика Чад
31. Сирийская Арабская Республика
32. Сомалийская Демократическая Республика
33. Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия
34. Социалистическая Республика Бирманский Союз
35. Султанат Бруней
36. Султанат Оман
37. Тунисская Республика
38. Турецкая Республика
39. Федеральная Исламская Республика Каморские Острова
40. Малайзия
41. Федеративная Республика Нигерия.
Но почти в таком же количестве стран, где ислам не является господствующей религией, число его приверженцев составляет 10-50 % населения. Во многих странах Африки мусульмане составляют 25-50 % всех жителей.
В некоторых странах количество мусульман в процентном соотношении незначительно, но абсолютное их количество представляет внушительное число.
Так, например, в Китайской Народной Республике приверженцы ислама составляют менее 3 % жителей страны, а в абсолютных числах это более 25 миллионов человек.
В Индии проживает мусульман около 10 % от общего числа всего населения, но в реальном выражении это - более 70 миллионов человек.
Совершенно очевидно, что немалая часть населения мира исповедует ислам и, соответственно, пользуется лунными календарями. В основе лунного календаря лежит лунный год, состоящий так же, как и солнечный, из 12 месяцев.
Название месяца | Число дней |
1. Мухаррам | 30 дней |
2. Сафар | 29 |
3. Раби аль-авваль (Раби I) | 30 |
4. Раби ас-сани (Раби II) | 29 |
5. Джумада аль-уля (Джумада I) | 30 |
6. Джумада аль-ахира (Джумада II) | 29 |
7. Раджаб | 30 |
8. Шаабан | 29 |
9. Рамадан | 30 |
10. Шавваль | 29 |
11. Зу-ль-каада | 30 |
12. Зу-ль-хиджжа | 29 (30) |
Кроме деления года на месяцы, в лунных календарях имеется деление по семидневным неделям. Праздничный день недели у мусульман - пятница.
День недели | Название |
Воскресенье | Йаум аль ахад |
Понедельник | Йаум аль иснаи |
Вторник | Йаум ас саласа |
Среда | Йаум аль арбаа |
Четверг | Йаум аль хамис |
Пятница | Йаум аль джума |
Суббота | Йаум ас сабт |
Продолжительность месяца лунного календаря, принятая за 29,5 суток, меньше его фактической продолжительности на 0.0306 суток, - так, календарный месяц заканчивается немного раньше синодического, - табельное начало месяца лунного календаря, которое должно совпадать с новолунием, начинает постепенно отставать.
За 30 лет эта разница возрастает примерно на 11 суток, поэтому для устранения этой разницы арабы стали к каждому 30-летнему периоду добавлять 11 суток. В каждом 30-летнем периоде начали считать 19 обычных лет по 354 суток и 11 лет, високосных, по 355 суток. Тогда сумма календарных суток (354х19) + (355х11) составила количество фактических суток 30-летнего периода, то есть - 10 631 сутки. За високосные годы в арабском лунном календаре приняты следующие 11 лет каждого 30-летнего цикла: 2-й, 5-й, 7-й, 10-й, 13-й, 16-й, 18-й, 21-й, 24-й, 26-й, 29-й.
Однако, в Иране и Саудовской Аравии могут не совпадать разные месяцы с количеством дней 29, или 30, хотя общее число дней в году будет одинаковым.
1. Летоисчисление по хиджре началось - в ночь с 15 на 16 июля 622 г., на 621 год 6 месяцев и 15 суток позднее григорианского.
2. Мусульманский календарный лунный год, как простой (354 суток), так и високосный (355 суток), короче календарных солнечных лет, - примерно на 11 суток, или на 1/33 солнечного года. Поэтому 33 лунных года примерно равны 32 солнечным годам.
Лунно-солнечные календари
Их цель, что явствует из названия - согласование лунного счета времени с солнечным. Лунно-солнечные календари приняты в Израиле, Иране и других странах. Так, в Иране распространены три календаря: иранский календарь лунной хиджры, календарь солнечной хиджры (берет свое начало от 622 г. н. э.), григорианский календарь. В иранских провинциях можно встретить и солнечно-юпитерный календарь животного цикла.
До провозглашения республики в стране официальным был календарь солнечной хиджры. А основным считается календарь лунной хиджры, который ранее использовался, главным образом, духовенством. Иранский календарь солнечной хиджры имеет многовековую историю, он не раз претерпевал изменения. Так, например, была проведена реформа 21 марта 1976 года бывшим шахом, с целью возвеличить шахскую Ахеменидскую династию путем введения новой эры от ее основания. По этой реформе 1355 г. солнечной хиджры (1976 г. по григорианскому календарю) был объявлен 2535 г. шахиншахской династии. Однако, спустя два года в результате народных волнений шах был вынужден отменить свое нововведение, и потому было решено - восстановить прежнюю эру!
Месяцы современного иранского солнечного календаря делятся на недели по семь дней. Неделя начинается с субботы. Официальный нерабочий день - пятница. Названия дней недели: суббота - шембе, воскресенье - йек-шембе, понедельник - до-шембе, вторник - се-шембе, среда - чехар-шембе, четверг - пендж-шембе, пятница - джома!
В год Земляной Крысы
Как известно, крупная голубоватая звезда (планета) Юпитер делает полный оборот вокруг Солнца за 12 лет, чего не могли не заметить древние астрономы народов Восточной Азии, а также кочевники Центральной Азии.
Именно так появился солнечно-юпитерный 12-летний календарный цикл, который весьма удачно отражает совместимость или обоюдное влияние тех или других знаков!
Крупнейшим астрономическим центром Древнего Китая был город Чжоугун (современная провинция Хэнань). Там свыше трех тысяч лет тому назад уже имелась астрономическая обсерватория, велись и фиксировались наблюдения за планетами и звездами, особенно за гигантом Юпитером.
Китайская астрономическая (и астрологическая) школа имеет отличную базу. Астрология строится на астрономии, а астрономия - на точной математике.
В Японии лунный календарь животного цикла появился более 2000 лет тому назад. Его распространителями были китайские и корейские пришельцы, так как раньше Япония не была единым государством, на островах - проживали разрозненные племена. В дальнейшем (III в. н. э.), после образования японской империи, лунно-солнечно-юпитерный календарь животного цикла, завезенный из Китая, стал единственной системой подсчета времени.
Принципы построения японского лунно-солнечно-юпитерного календаря и иероглифические знаки почти целиком были приняты китайские. Начало 60-летнего и 12-летнего периода в Японии, так же, как и в Китае, в других странах Восточной Азии, приходится на те же даты. В каждом 60-летнем периоде те же самые - пять повторяющихся 12-летних животных циклов. Но, в отличие от китайского календаря, в Японии наряду с порядковым номером каждый месяц получил специальное смысловое название:
Название | Значение |
1. Муцуки | месяц дружбы |
2. Кисараги | месяц смены одежды |
3. Яои | месяц произрастания (трав) |
4. Удзуки | месяц кустарника |
5. Сацуки | месяц ранних посевов |
6. Минадзуки | безводный месяц |
7.Фумиджуки | месяц любования Луной (!) |
8. Хадзуки | месяц листвы |
9. Кикудзуки | месяц хризантем |
10. Каминадзуки | месяц без Богов |
11. Симоцуки | месяц инея |
12. Сивасу | месяц окончания дел |
О календарях можно говорить еще много, но за более подробными данными тем, кто заинтересуется, лучше обратиться к книгам, поскольку ни одна статья не может вместить такого объема исторической, астрономической и астрологической информации.