Отношение казахстанцев к политическим процессам. Осень 2010

Выборы-2012, проект Госпрограммы по развитию языков, дебаты вокруг нациестроительства, реакция казахстанцев на события и межэтнические столкновения в Кыргызстане - как жители Алматы, Астаны и 14-ти областных центров оценивают громкие политические заявления, нововведения и в целом новый политический сезон?
Основной вывод социологов - тенденция к растущей "политической зрелости" казахстанцев. Но пока это лишь тенденция - говорить о зрелости в полном смысле рано. Горожане становятся менее аполитичными, хотя интересуются политикой всего 45,4%. С интересом ждут 2012 года, однако идут на выборы (если бы они проводились в ближайшее время) только двое из трех. Президенту доверяют почти 80%, но о его безальтернативности говорят немногим более 40%.
Политическая система Казахстана, согласно результатам опроса, "демонстрирует прочные резервы стабильности". В стране преобладают умеренно-реформаторские установки (44,1%), подкрепляемые наличием 21,8% сторонников власти.
Тройку наиболее значимых политических рисков и угроз составляют: рост недовольства населения социальной политикой и связанная с этим протестная активность различных социальных движений; наличие системной коррупции и семейственности; борьба различных ФПГ за власть и развернувшаяся между ними "война компроматов" в СМИ, а также несоблюдение демократических прав и свобод.
Именно на эти факторы, влияющие на политическую стабильность, в первую очередь стоит обратить внимание власти во избежание роста протестных настроений, говорят социологи. По словам руководителя экспертно-прикладного отдела ИПР Ирины Черных, сегодня в стране сохраняется ситуация, когда точечное воздействие на определенные критические позиции способно существенно улучшить социальный климат.
В целом, по данным ИПР, за полгода протестный потенциал сохранился на одном уровне (36,2%), но при этом в 1,2 раза (15,5%) увеличилась его радикализация. Максимальная концентрация "протестных настроений" наблюдается на западе (53%), "радикальных протестных настроений" - в Центральном Казахстане (22,8%).
В большей степени принципы гражданской идентичности склонны поддерживать русские (в 1,6 раза больше, чем казахи) и другие этносы (в 1,5 раза больше, чем казахи), а принципы этнической идентичности - казахи (в 3,7 и 2,6 раза чаще, чем русские и представители других этносов соответственно). В целом же 58,8% горожан считают, что Казахстан должен стать единой нацией граждан.
Проект языковой госпрограммы-2020 стал поводом спросить у казахстанцев: "Какой должна быть языковая политика в Казахстане?" За полгода число сторонников развития трехъязычия в стране увеличилось на 20%. На столько же сократилась доля респондентов, отстаивающих позиции русского языка наряду с казахским. Развитие трехъязычия в большей степени поддерживают жители Южного и Восточного Казахстана.
В вопросе межэтнических отношений социологи фиксируют "улучшение климата". "Отношения дружественные, никаких проблем нет", - говорит каждый второй горожанин. "Интересы не пересекаются", - утверждают 18,5% опрошенных. Скрытую напряженность замечают 16,4%, напряженные отношения у 3,5%. Лишь 1% казахстанцев оценил межэтнические отношения как "открытая вражда".
Наиболее часто упоминаемые случаи нарушений прав по этническому признаку: оскорбления, унижение достоинства, хулиганские действия, а также назначение на руководящие или престижные должности (этот показатель за полгода увеличился в 1,3 раза преимущественно за счет центра и Астаны).
Возможность открытого межэтнического конфликта в Казахстане отрицают 58,1%. Каждый пятый горожанин в той или иной степени допускает его вероятность: в этническом срезе - преимущественно русские; в региональном срезе - респонденты Западного, Центрального и Северного Казахстана, а также Астаны.

Материал предоставлен пресс-службой ИПР

Автор: Караван.kz