Идея, на наш взгляд, здравая и прогрессивная, особенно в реалиях Нового Казахстана: фирмы-посредники, или так называемые «прокладки», стригущие купоны и делающие деньги из воздуха, сегодня не в тренде, передает медиа-портал Сaravan.kz.
ЦУС как бесполезный дублёр чужих функций
Напомним: Центр учёта ставок должен был фиксировать данные по поступлениям от игроков и по выплатам им денежных средств во всех букмекерских организациях Казахстана и передавать эти данные в уполномоченный орган, курирующий игорный бизнес – Министерство культуры и спорта. При том, что все эти данные точно также постоянно фиксируются и обрабатываются Комитетом государственных доходов (КГД) Минфина РК – на их основе начисляются налоги как букмекерским учреждениям, так и их клиентам.
Иными словами, идея ЦУС заключалась в дублировании функций фискального ведомства. Ведь вся информация по каждой операции мгновенно поступает в базу данных КГД. В фискальном ведомстве работают мощные аппаратно-программные комплексы, специальные сервисы, мгновенно фиксирующие все эти данные. Причём стоит отметить, что таких цифровых платформ у Комитета госдоходов несколько, и работают они круглые сутки в режиме реального времени. Спрятать, скрыть от них информацию о любых операциях и выплатах в букмекерской организации технически невозможно – ибо все букмекерские учреждения объединены общей системой цифровой фискальной отчётности, а каждая операция проходит через банк.
То есть – никакой необходимости в каком-то частном Центре учёта ставок как дополнительном «фиксаторе» данных по всем осуществляемым операциям в букмекерских учреждениях не было изначально.
Более того – МКС как уполномоченный орган, ответственный в том числе за игорную индустрию, не имеет никаких фискальных функций и полномочий. Считать деньги и отслеживать денежные потоки – это для МКС вообще непрофильная функция.
При всём том важно отметить, что сама по себе идея ЦУС, скопированная казахстанскими авторами с достаточно сомнительной российской модели (в основе своей, как оказалось, коррупционной – о чём мы позднее ещё расскажем в отдельной статье), сразу получила резко негативный резонанс в обществе. Вопросы казахстанцев заключались не только в том, зачем нам это надо, учитывая, что подобных дублирующих учётные функции государства структур нет ни в одной развитой стране мира. Главный вопрос общества и известных лидеров мнений (блогеров, журналистов, общественных деятелей) состоял в том: зачем кормить какого-то частника. Да, именно частника: ЦУС в том варианте, в котором его в 2018-19 годах пролоббировали некоторые заинтересованные группы влияния, являлся бы частной фирмой, ТООшкой, стригущей свой денежный «купон» с каждой такой операции в рамках специального договора государственно-частного партнёрства. А именно – 4 процента с каждой ставки. Это было закреплено соответствующими поправками в Законе об игорной деятельности.
Несложные подсчёты показали, что данное ТОО, включённое на основе ГЧП в механизм единого учёта ставок, зарабатывало бы в год астрономическую сумму – порядка 20-25 миллиардов (!) тенге на тех четырёх процентах с каждой ставки. Неплохой бизнес, согласитесь: практически ничего не делать, кроме обслуживания сервера и фиксации данных, для чего достаточно маленького офиса в пару комнат да скромного штата из 4-5 IT-специалистов, и получать на этом десятки миллиардов тенге в год.
Не Новый Казахстан
Неудивительно, повторимся, что уже на заре своего создания (а соответствующие поправки в Закон об игорном бизнесе вступили в силу почти два года назад) проект под названием «ЦУС» вызвал шквал возмущения среди общественников и журналистов. А когда случился печально памятный трагический январь, после которого был дан старт Новому Казахстану, тема ЦУС встала в один ряд с печально знаменитыми «фирмами-прокладками», с которыми тогда призвал покончить президент Токаев.
Отметим ключевой, на наш взгляд, момент: дело здесь не в букмекерах, не в той отрасли, которую собирались контролировать посредством ЦУС. Дело было в решительном неприятии обществом подобных схем обогащения отдельных контор и стоящих за ними так называемых «агашек». И особенно это проявилось после январских событий, что вполне понятно: наше общество зримо изменилось. Оно уже принципиально не приемлет дурно пахнущих лоббизмом и коррупцией кормушек – пресловутых «компаний-прокладок» между частным сектором и государством. Подобные конторы – это явно не про Новый Казахстан, о чём неоднократно говорилось в публикациях и социальных сетях в последнее время.
Неудивительно, что, хотя законодательная база по ЦУС формально существовала вот уже полтора года, заработать она так и не смогла. Во-первых, не было подзаконных актов и норм, которые регламентировали бы запуск ЦУС. А во-вторых, в свете изменившихся реалий Нового Казахстана такие нормы, очевидно, уже и не могли появиться. Напротив: теперь встал вопрос об отмене ранее принятых законодательных актов, не соответствующих духу времени, в частности – допускающих возможность деятельности таких сомнительных организаций с дублирующими функциями, как Центр учёта ставок.
В Министерстве культуры и спорта поступили дальновидно и достаточно принципиально, запустив юридический процесс отмены норм, касающихся этой неработающей и, в принципе, бесполезной структуры.
Данному решению предшествовал тщательный консультативный процесс. Напомним: по поручению президента Токаева сейчас действует специальная рабочая группа, в задачи которой входит совершенствование законодательства на основе активных консультаций с обществом и бизнесом. Цель – детально проанализировать действующее законодательство, выявить неработающие или устаревшие нормы и инициировать процесс их отмены (выражаясь правовой терминологией – «поставить на утрату»). А также – довести до совершенства, отшлифовать работающие нормы и механизмы, которые ранее не действовали должным образом.
Тихие игры «агашек»: когда аппетит есть, но трапезу отменяют
Как объясняют в самом министерстве, бесполезность проекта ЦУС подтвердил начавшийся с пандемией уход всех букмекерских ставок из физически действующих залов в онлайн-сегмент, где нет никаких наличных денег, а каждая операция мгновенно автоматически фиксируется программно-аппаратным комплексом Комитета госдоходов.
Теперь задачи борьбы с теневым наличным оборотом в букмекерских залах, ради чего МКС ранее предлагалось внедрить свой отдельный учёт ставок, уже не актуальны. Потому что теперь никакого наличного оборота в букмекерской сфере просто нет.
«На данный момент проект ЦУС всё ещё не запущен, – отмечается в пояснительном комментарии МКС к инициативе отменить ЦУС, размещённом на портале «Открытые НПА». – Уже прошло 1,5 года с момента ведения в действия норм по ЦУС, но данная норма так и не функционирует. Более того, данный пункт был предложен в связи с предполагавшимся значительным объёмом теневого оборота букмекерской отрасли на 2018 – 2020 годы. В тот период был большой оборот наличных денег через наземные кассы, и были опасения, что часть его проходит мимо налогового учёта. Но на сегодня, в связи с полным отсутствием интереса создания наземных касс даже на небольшой территории игорных зон, подавляющее большинство букмекерских организаций перешли на деятельность онлайн-касс. Данная мера привела к переходу всего оборота денег на онлайн-оборот, который тщательно фиксируется банками и платёжными организациями. Тем самым весь предполагаемый теневой оборот, который мог быть, выводится на «свет». В связи с чем мы предлагаем исключить нормы по Центру учёта ставок».
Специалисты министерства отмечают также и очевидную бесполезность такой структуры, как ЦУС, ввиду эффективной работы фискальных онлайн-инструментов как на интернет-порталах букмекерских учреждений, так и в их физически действующих залах, которых на сегодня остались единицы. Всё дело в том, что сама технология приёма букмекерских ставок в Казахстане, как и осуществление всех связанных с ними выплат, сейчас вообще исключает любой наличный оборот – неважно, пришли вы на сайт букмекера или решили посетить работающий зал. Соответственно, у тех, кто обосновывал внедрение ЦУС борьбой с теневым наличным оборотом, аргументов больше не осталось.
Словом, практического смысла у такой структуры сегодня, действительно, нет никакого. Между тем отдельные госорганы в последние недели зачем-то принялись торопить руководство МКС всё-таки как можно быстрее внедрить и запустить ЦУС, мотивируя это тем, что закон-де принят целых полтора года назад, и нужно его исполнять. Разворачиваются такие тихие, классические, не афишируемые на публику кабинетные игры с традиционным обменом письмами, звонками и прочими манипуляциями. Случайность? Совпадение? Не думаем. За владельцами включённого в проект ТОО я могут стоять всё те же влиятельные «агашки». Про Новый Казахстан, про ненависть нашего населения к коррупции все эти дяденьки явно не слышали. Зато про четыре процента с каждой ставки (порядка 24-26 миллиардов тенге в год), которые можно поймать на проекте ЦУС, они услышали очень хорошо.
Руслан Сариев