- В соответствии с действующим законодательством возбуждать административное производство органы полиции вправе не иначе как по заявлению потерпевшей. Теперь ужесточены требования к процедуре примирения сторон. Если ранее можно было примириться на любой стадии административного производства, то теперь только в суде, пройдя стадию медиации. За полгода отмечено снижение количества таких правонарушений на 8 процентов. При этом мы понимаем, что потерпевшая, находясь в психологической и финансовой зависимости от супруга, как правило, отказывается от дальнейшего разбирательства и примиряется с ним, - пояснил Алексей Милюк.
Также, по его словам, в 2020 году в органы внутренних дел поступило около 190 тысяч заявлений, из которых начато судебное производство только в четверти случаев.
- При этом 60 процентов всех возбужденных административных производств было прекращено в связи с примирением сторон. Мы пересматриваем процедуру примирения сторон. И в дальнейшем планируем полностью исключить возможность примирения при повторном совершении факта бытового насилия, - подчеркнул Алексей Милюк.
Большинство адвокатов едины в мнении, что дела о домашнем насилии очень сильно нагружают суды и с этим что-то надо делать.
Свое мнение о планируемой новелле в законодательстве корреспонденту медиа-портала Caravan.kz высказал адвокат Жангельды Сулейманов.
- Я считаю, что отменять повторное примирение - это не то решение, которое сможет уменьшить количество бытового насилия. Я думаю, что право примирения нужно или полностью убрать из законодательства, или оставить как есть неограниченно. Но ограничивать в праве примирения я считаю неверным, – говорит адвокат.
- Жертвами бытового насилия, проще говоря побоев, в 90 процентах случаев становятся женщины. И чтобы защититься, они нередко прибегают к вызову полиции, чтобы повлиять на своих мужей, сожителей и т.д. То есть целью вызова полиции является не желание женщины, чтобы ее мужа или сожителя засадили на некий срок, а воспитательный момент. Жертве домашнего насилия необходимо, чтобы подобное деяние прекратилось и больше не повторялось, а муж или сожитель исправился. После того как полиция задерживает дебошира, тот понимает, что все серьезно и он перешел черту.
Как считает г-н Сулейманов, у женщины в этом случае есть великолепный инструмент влияния - право простить домашнего тирана. Тогда в большинстве случаев их семейные отношения могут стать лучше. Но теперь, когда повторное примирение исключат, урегулировать ситуацию внутри семьи, возможно, больше не получится. И, отсидев положенный срок административного ареста за свой поступок, муж явится домой не пристыженным и осознавшим свою неправоту, а, напротив, обозленным и жаждущим возмездия.
- Кто знает, к каким последствиям это может привести? Может, такой человек изобьет или даже расправится со своей супругой из мести? - задаётся вопросами адвокат.
- Также может проявиться еще один эффект отмены повторного примирения, – продолжает адвокат Сулейманов. - Жертвы бытового насилия станут меньше обращаться в полицию. Но при этом их самих мужья и сожители меньше колотить не будут. Напротив, количество таких фактов, возможно, даже увеличится. Ведь дебоширы почувствуют, что у них руки развязаны: их жертвы будут бояться их мести после отбывания наказания и не станут больше вызывать полицию. В юриспруденции существует такое понятие, как латентность преступления, оно определяет степень скрытости и непубличности правонарушения. К такого рода правонарушениям относятся, в частности, все виды коррупции и, собственно, бытовое домашнее насилие. И в случае отмены повторного примирения сторон домашнее насилие никуда не денется, просто станет более скрытым. Уйдет в тень.
Сулейманов говорит, что не стоит забывать о детях, которые получают психологические травмы и даже могут попасть под горячую руку. Без примирения многие семьи развалятся, что также ударит по детям и их благополучию.
- В адвокатской практике наилучшим результатом считается не тот, когда спор выиграла одна из сторон, а тот результат, где стороны пришли к соглашению и примирению. По моему мнению, если повторное примирение исключат, это, конечно, облегчит работу сотрудникам полиции и улучшит статистику на бумаге, но лишит жертв насилия последнего способа влиять на домашних дебоширов, - говорит адвокат.
Однако не все так однозначно, некоторые адвокаты имеют противоположное мнение по этой теме. Так, адвокат Алматинской городской коллегии адвокатов Владислав Мадзигон имеет свой взгляд на проблему:
- Я считаю, что примирение вообще нужно отменить, потому что приводит оно все равно к одному исходу. В моей практике был яркий тому пример. Муж постоянно избивал жену, они каждый раз примирялись, пользуясь установленной законом процедурой. И в итоге муж жену в одной из ссор просто убил. Был также и другой случай, когда, наоборот, жена убила мужа-дебошира. Поэтому я считаю, что такая инициатива по ограничению и отмене процедуры примирения полностью верная и требует скорейшего внедрения, - говорит он.
Сабиржан Ахметов