Тем не менее, и здесь кроется множество опасностей, подстерегающих незадачливого и неопытного покупателя. Жуликоватые продавцы, махинаторы со счетами и "посылочные воры" в аэропортах и на границе…
Почти все отечественные банки сейчас предлагают открыть "виртуальную карту" для оплаты покупок и услуг в Интернете (чтобы не "светить" основной счет). И хотя наши карты заморский продавец может и не принять (особенно таким снобизмом грешат американские ресурсы), чаще всего вопрос решается положительно. Более того, есть возможность оспорить или отменить платеж, обратившись в банк. К слову, недавно одному из российских банков пришлось спешно менять карты десятку своих клиентов, с основных счетов которых в несколько подходов были сняты приличные суммы на оплату билетов внутренних индийских авиалиний. Сайт, где пострадавшие граждане накануне совершали покупки, успел снять с кого тысячу долларов, с кого две, с кого пять… Благо, деньги вернули, карты перевыпустили, открыв к ним дополнительные карты специально для расчетов в Интернете.
В принципе, по сети бродят списки ненадежных магазинов и посредников, и с ними всегда можно свериться перед заказом. Однако интернет-шоппинг, как и покупки в обычном магазине, легко может обернуться тратой нервов и потерей времени и денег.
Но самым опасным отрезком на пути вещи, купленной через Интернет, становится доставка: все чаще казахстанские получатели не находят во вскрытых коробках товаров, а Казахстан становится воистину "бермудским треугольником". Граждане бьют тревогу - на просторах родной степи (читать - почты или таможни) завелся свой распоясавшийся Соловей-разбойник, который поставил на поток потрошение ценных посылок с дорогой забугорной техникой. Однако все возмущения остаются гласом, вопиющим в пустыне: "Казпочта" держит оборону, уверяя, что у них ничего вскрыть не могут, а таможенники и вовсе отмалчиваются, мол, не барское это дело, заниматься такой мелочью. Хотя масштабы "потрошения" давно уже не мелкие…
Внутренние почтовые источники в Алматы неофициально сообщают, что на последний год с жалобами обращались более ста человек - из посылок суммарно исчезло почти 150 ноутбуков, шедших из США. Так же внезапно "испаряются" mp3-плейеры, фотоаппараты, дорогая одежда и обувь…
Одна из версий - вещи "приватизируют" еще в самих Штатах или при транзите через Европу. Это, стоит отметить, официальная позиция почтовиков, которые уверяют: воровство - дело рук грузчиков-гастарбайтеров из "дружественной Турции", промышляющих в немецких аэропортах. И вроде больше полугода назад даже было инициировано разбирательство с участием "специально обученных людей", как сообщают казахстанские пользователи, собравшиеся обсудить проблему в специальной ветке на форуме "Центр тяжести". Правда, результаты его до сих пор неизвестны.
"У друзей потерялось куча посылок. Я от них не могу получить свой фотоаппарат. А если собрать больше десятка случаев из опыта друзей и знакомых, то потеряно 16 ноутбуков, 5 клавиатур…", - сетует один из пользователей. "Ребята, что-то такая беда накрывает не единицы уже. Знакомый заказал ноутбук из США за 2500 у.е., - делится второй - отслеживал посылку до Казахстана, и как только она пришла, статус посылки перестал меняться. Через пару дней сказали, что внутри ничего нет!". Третий приводит свои умозаключения: "USPS (американская почтовая служба - прим.авт.) впервые сталкивается со столь массовыми случаями воровства, причем воруют только на нашем направлении. Внутреннего контроля у нас никакого, а таможня - рассадник коррупции. Вступить в сговор у нас очень легко, причем не только сотрудникам одного ведомства, но разных структур". Четвертый справедливо замечает: "Чтобы в Европе извлечь фотоаппарат или ноутбук из посылки, надо сорвать пломбы, а без пломб посылки не примут в Казахстане…"
Большой соблазн утащить чужое может действительно возникнуть и у иных нечистых на руку сотрудников таможни, ведь именно здесь все посылки взвешивают, проверяют и сканируют, определяя, "что в коробушке лежит". Иначе как объяснить те факты, что "знакомые знакомых" регулярно отвариваются американской техникой в два раза дешевле ее рыночной стоимости. В республике явно хорошо поставлен преступный "посылочный" поток. Такими темпами многие компании вскоре откажутся отправлять посылки в Казахстан, и мы займем "почетное" место в "черных списках пересылки" рядом со странами африканского континента. Кстати, из-за неблагонадежности несколько крупных торговых ресурсов уже исключили из своего списка Россию, мы - на очереди.
Но вернемся к сервису "Казпочты". Вопрос о его уровне мы уже не раз поднимали на сайте (http://www.caravan.kz/art.asp?aid=111348, http://www.caravan.kz/art.asp?aid=83037, http://www.caravan.kz/art.asp?aid=41320). Но сейчас особенно интересует, первое: есть ли у почтовиков не на словах, а на деле эффективные системы внутреннего контроля и безопасности, которые давно выстроены на Западе, и которые сотрудникам-злоумышленникам непросто обойти?
Второе: что за официальные правила, которые требуют сначала расписаться в квитанции, а потом получить посылку на руки, что практически исключает возможность дальнейшей жалобы? Пункт 129 Правил предоставления услуг почтовой связи гласит: "Адресат может отказаться от вскрытия почтового отправления, при этом он делает соответствующую отметку на извещении, что является основанием для отказа в удовлетворении претензии". Вот и получается потом, как пишет еще одна "жертва": "Принесли домой посылку из Штатов с недовесом и не давали ее вскрыть, пока не подпишу получение посылки". А попробуй, подпиши - и опротестовать-то не разрешат.
Третье. Мало кто может вовремя получить от почтовиков документы, подтверждающие факт вскрытия посылки и утери вещи, из-за чего людям не выплачивается страховка, гарантированная поставщиками и международными службами доставки. Например, вышеупомянутая американская USPS не выплачивает компенсацию, пока не получит официального ответа от "Казпочты". А наша почта склонна, как мы убедились, безмолвствовать в ответ. Хотя закрадывается мысль, что всего-навсего стоит завести сотрудника, который мог бы полноценно изъясняться и вести переписку на английском языке с зарубежными службами.
Ради справедливости стоит отметить, что разгильдяйство и нерадивость - интернациональное явление, границ не имеющее. Так, по результатам исследования, проведенного Ассоциацией Европейских авиалиний, только за три прошлогодних летних месяца компания "Бритиш Эйруэйз" потеряла вещи каждого 36-го пассажира!
Правда, обманутым соотечественникам от этого не легче. "Воровство посылок - это не пара досадных случаев, а системное масштабное явление!!! Пострадавшие должны объединиться и заняться этим сообща - всем подать иски, посчитать, сколько у кого пропало, показать, что это не единичные случаи", - призывают к сплочению пострадавшие от "посылочных воров".
У нас иначе и не получается: пока письмо Президенту не напишешь или голодовку не объявишь, никто тебя и слушать не станет…