Отъем по-казахстански

Об этом на заседании Совета безопасности говорил Президент Казахстана.
Из мировой практики известно, что рейдерство всегда осуществляется организованными преступными группировками, в деятельность которых вовлекаются высокопрофессиональные юристы, финансисты, крупные чиновники из власти, правоохранительных органов и судов.
Жертвами становятся предприниматели, бизнес которых процветает. Не важно, что за бизнес и какого уровня - небольшое крестьянское хозяйство, средний завод или крупный банк. Схема отъема бизнеса такова: сначала выясняется доходность бизнеса, способность владельца защититься, собирается на него компромат, затем начинаются массовые проверки. И если угрозы и запугивание не возымеют действия, организуется захват, вплоть до штурма. Затем все документы оформляются на нового хозяина.
Кстати
"Основа рейда в США и других странах с развитой рыночной экономикой в заработке на разнице стоимости акций и стоимостью имущества поглощаемой компании, которое после захвата распродается по частям. Имущественный комплекс, как правило, стоит дороже капитализации. Рейдерство - это сложный, высокоинтеллектуальный и высокодоходный бизнес", - цитата из книги Юрия Борисова "Игры в "русский М/А".
По словам Серика Абдрахманова, президента Конфедерации труда Казахстана, депутата Мажилиса парламента РК, в республике достаточно много пострадавших от рук рейдеров (в этом парламентарий убедился, объездив страну, и встречаясь с бизнесменами, столкнувшимися с рейдерами на собственном опыте).
- Аким дает команду стриженым парням с толстыми шеями, и они на глазах многих людей избивают директора алматинского рынка "Баянауыл",- говорит Серик Абдрахманов. - Последний с черепно-мозговой травмой попадает в больницу, где проводит 22 дня. По факту его избиения возбуждается уголовное дело, но дело отправляют, как я их назвал, рэкетирам в погонах из Ауэзовского РОВД города Алматы. А войсковой операцией по захвату "Баянаула" командовал полковник полиции, начальник районного отдела внутренних дел. Весь этот бандитский налет был освещен в СМИ. Действия властей не имели под собой никаких законных оснований. Тем не менее, никто из виновных не понес наказание. Очевидно, что санитарное состояние рынка лишь повод для рэкета. Цель этой операции одна - захват 6 гектаров земли, находящейся в собственности предприятия "Баянауыл".
Еще один факт. В 1999 году семь преступников завладели имуществом крестьянского хозяйства. Главу хозяйства избили, выкинули в степи. Два года он ходил и доказывал, что нужно возбудить уголовное дело. В конце концов дело все-таки возбудили, преступников привлекли к ответственности, осудили, но условно. Но они до сих пор владеют имуществом и землей этого крестьянина. Когда-то, будучи бизнесменом, я сам испытал на себе многое: и проверки, и обыски. Я прошел все и вся, был в полшаге от ареста. Спасибо президенту, он выступил гарантом моих конституционных прав, выписанная санкция на арест не реализовалась. Я хотел бы услышать мнение специалистов, услышать голоса карагандинцев. Кто-то, может, пострадал, кто-то ищет правду и не может найти, кто-то нашел правду и может поделиться своим опытом.
Кстати
Тарифная ставка за услуги рейдера (сей любопытный документ "… от одного из работников правоохранительных органов, имеющих отношение к экономическим преступлениям…", цитировал тот же Серик Абдрахманов):
- разведка бизнеса (выясняются реальные экономические показатели работы предприятия) - 5 000-20 000 долларов;
- оценка способности защиты клиента (от охраны до возможности организации сопротивления, а также связи бизнесмена с властью и правоохранительными органами), и как следствие реакции на смену владельца - 3 000-10 000 долларов;
разработка схемы захвата объекта (с применением силы или без применения) - 10 000-30 000 долларов;
- организация собственно самого отъема бизнеса оценивается как утроенная стоимость натуральных расходов в соответствии со сметой (вариантов здесь множество - договор с сотрудником налоговых органов - 2 000 -5 000 долларов, нейтрализация собственника с использованием силовых методов и запугивания, обеспечение нужного судебного решении я(об обеспечительных мерах, аресте реестра, запрете собрания акционеров, аннулировании результатов собрания акционеров и т. д.) - 10 000- 20 000 долларов, изготовление компромата, возбуждение уголовного дела, прослушка телефонов, использование СМИ, выполнение судебного решения службой судебных исполнителей и приставов - 5 000 долларов, удержание лица с изоляцией от внешнего мира - 20 000 долларов и т.д.) от 2 000 до 20 000 долларов.
- Нейтрализация силовых ведомств - полиция, финполиция, прокуратура - от 20 000 до 40 000 долларов, - говорит Серик Абдрахманов. - Силовой захват - 300 - 500 долларов за штурм, плюс 100-200 долларов в сутки за охрану - на одного бойца. Закрытие уголовного дела в МВД или финполиции - от 50 000, и если дело имеет осложнения, то есть информация просочилась в СМИ, или дело находится на контроле в генпрокуратуре, администрации президента и так далее - 1 000 000 долларов.
По словам Тимура Назханова, вице-президента Независимой ассоциации предпринимателей Казахстана, рейдерство, как явление было в стране всегда. Просто в начале 90-х имело несколько иную форму и другое название - рэкет. Сейчас же не просто вымогаются деньги - идет передел собственности.
- Покупают бизнес везде, - говорит Тимур Назханов. - Но если собственник ни под каким предлогом и ни за какие деньги не хочет уступать свое детище, то к нему применяются разные способы давления, начиная от тотальных проверок со стороны контрольно-надзорных органов и заканчивая угрозами расправы. Многие предприниматели, подвергшиеся атаке рейдеров, были вынуждены в целях собственной безопасности покинуть страну. Были случаи, когда со строптивыми бизнесмена "неожиданно" происходили несчастные случаи или они попадали в необъяснимые ДТП. Одна из причин рейдерства, конечно, заключается в высокой коррумпированности казахстанских чиновников, поэтому и уполномоченные органы должны вести системную борьбу, и не от случая к случаю или по заказу. Немаловажен тот факт, что многие бизнесмены ведут не вполне прозрачный бизнес, создавая этим зацепку для рейдеров, действующих путем тотальных проверок.
В законодательстве республики нет понятия рейдерства, а поэтому преступные действия нельзя квалифицировать этим термином.
- Рейдерство пока не имеет юридического понятия, и не может квалифицироваться как самостоятельный вид преступления, - говорит Р. Евфизов, начальник следственного управления ДВД Карагандинской области.
А, по словам сотрудников департамента комитета национальной безопасности, в области пока не было не одного официального обращения от предпринимателя, пострадавшего от рук рейдеров. Такого же мнения придерживаются и сотрудники финансовой полиции области.
Тем не менее рейдерство не обошло стороной и карагандинских бизнесменов. Местные крупные предприниматели лишаются своего бизнеса, если он приглянулся каким-то влиятельным лицам.
При этом вернуть свое имущество законному, но уже бывшему владельцу сложно: не помогает ни полиция, ни суды. Объектами рейдерства в Караганде уже стало несколько предприятий, например, сейчас у всех на слуху история, связанная с отъемом ТОО "Караганды-нан".
- Рейдерство с области есть, - говорит Иван Полещук, юрист ТОО "Караганды-нан". - И мало того, мы считаем, процветает. "Караганды-нан" прошло уже все стадии рейдерства: у предприятия изымалась документация, назначалась комплексная проверка за три года. Последняя стадия - возбуждение уголовного дела в отношении председателя совета директоров ТОО "Караганды-нан" Николая Усатого.
Руководитель ТОО уже пол месяца разыскивается полицией по подозрению в организации умышленного убийства карагандинского предпринимателя Серика Кабикенова. Якобы по делу девятилетней давности всплыли новые подробности: и в деле, где Усатов проходил в свое время как свидетель, он стал фигурировать как заказчик.
По мнению Давида Махатадзе, директора по правовым вопросам ТОО "Караганды-нан", заинтересованные лица, используя рычаги в правоохранительных органах, хотят отобрать у Усатова бизнес.
Надо заметить, что распространенная полицией информация отразилась на "хлебном" бизнесе предпринимателя и депутата областного маслихата уже через несколько дней.
- Большинство партнеров отказалось от работы с нами по той схеме, как работали раньше, - говорит Иван Полещук. - Они теперь соглашаются работать лишь по предоплате за сырье и услуги. А банки сейчас стали требовать предоставления дополнительных гарантий.
К тому же до сих пор на предприятии продолжаются финансовые проверки. По словам адвоката Капрановой, следователи, ведущие уголовные дела, связанные с "Караганды-нан", добывают информацию незаконным путем, свидетельства невиновности игнорируются. А адвокатское делопроизводство вообще было изъято из дела: при этом ответа прокуратуры по этому поводу нет до сих пор.
- На такой бизнес, как у ТОО "Караганды-нан" (являющегося по сути монополистом в области - прим. авт.) у многих текут слюнки, - считает Жомарт Алдангаров, директор Центрально-Казахстанской ассоциации предпринимателей. - И появляется желание отобрать этот "пирог" незаконным образом: ведь в наше время все возможно. Сегодня нормально и гармонично развиваться предпринимателю очень тяжело.
По заявлению сотрудников правоохранительных органов, дело, где Николай Усатов теперь фигурирует, как заказчик убийства, будет рассмотрено самым тщательным образом.
- Я хочу вас заверить, что дело будет рассмотрено всесторонне и объективно, - говорит Мухамеджан Пакирдинов, председатель Карагандинского областного суда.
На сегодняшний день местонахождение предпринимателя остается неизвестным. Его розыском занимается следственная бригада МВД РК, а курируют дело сотрудники генеральной прокуратуры.
Еще факты
- В нашем случае рейдерство обозначается в том, что рейдерская группа сделала все, чтобы не дать нашему предприятию нормально развиваться, - говорит г-н Венедиктов, директор ТОО "Отрар" (шахта "Кировская"). - А в связи с этим чтобы московские инвесторы не вложили в предприятие деньги. Тем самым предприятие доводится до банкротства и его можно брать голыми руками.
- Буквально два дня назад группа людей посетила моих родителей в Шахтинске, - рассказывает Шарас Абенов, учредитель ТОО "Абайский литейно-механический завод". - Они искали меня, спрашивали домашний адрес, телефон. Маме стало плохо. Вызвали "скорую". Теперь угрозы идут в мой адрес, в адрес моей семьи. Сегодня мне назвали сумму отступных. Чтобы от меня отстали, запросили сто тысяч долларов. Буквально сегодня меня приглашают, как они говорят "на стрелку". Там есть правоохранительные органы, есть человек с КНБ, с таможни. Рейдерский захват - это целая технология. Если так не наехали, значит можно наехать по-другому (у предпринимателя уже пытались отобрать бизнес, но в прошлый раз ему удалось защитить свое право через суд - прим. авт.)
- Конкретно по нашей области упоминалось дело, касательное ТОО "Абайский литейно-механический завод", - говорит Мухамеджан Пакирдинов.- На сегодняшний день состоялось последнее решение. Данное дело сейчас находится на слуху, и я принял предпринимателя. Дело должно поступить, и будет рассматриваться в апелляционном порядке.
Директор ТОО "Болид Караганда" Е. Кожабергенов находится сейчас под арестом. По мнению коллег и отца главы фирмы, ветерана-панфиловца и уважаемого аксакала, бесконечное затягивание сроков выдачи разрешительных документов на строительство жилого комплекса в Астане, необоснованные финансовые проверки, изъятия документов и денежных средств, как и собственно само заключение владельца под стражу - не что иное, как захват стоящегося комплекса за бесценок.
- Надо бороться с этими хищниками, - считает Серик Абдрахманов. - Иначе надо ждать, что на историческую сцену выйдут более зубастые хищники. И они загрызут нынешних. Наша задача - укрепить законность, цивилизованные отношения и дать возможность человеку труда работать, жить счастливо. Если мы это не остановим, многие будут потихоньку переводить свои капиталы за рубеж. Пусть сегодня я при чинах, при погонах, но ничто не вечно. Завтра мы тоже будем аксакалами, и придут молодые рейдеры, рэкетиры. Схватят нас за горло и скажут: ну-ка, давай, агашка, делись, твоя трехкомнатная квартира мне нравится.
Видя в рейдерстве серьезную угрозу казахстанской экономике, Конфедерация труда Казахстана обратилась к Президенту республики с просьбой обратить на это явление особое внимание и приять меры: "… просим создать специальную группу по борьбе с новой разновидностью коррупции под вашим непосредственным руководством…".
Ко всему, Серик Абдрахманов намерен инициировать соответствующие поправки в законодательство, чтобы явление получило не только название и толкование, но и соответствующее наказание.