“Отец яблок” и его секреты

В Алматы в КазНИИ плодоовощеводства открылась мемориальная доска в благодарность за всё, что ученый сделал для отечественной и мировой науки.

Аймак Джангалиевич был первым руководителем Института плодоводства и виноградарства (с сентября прошлого года – НИИ плодоовощеводства) с 1959 по 1970 годы, в апреле научному учреждению исполнилось 60 лет. Энергичный, работоспособный ученый заложил фундамент для будущих исследований: создал 25 структурных подразделений института, определил 8 плодоводческих районов.

Получил свидетельства и патенты на 27 сортов-клонов яблони Сиверса и 16 сортов-клонов абрикоса обыкновенного.

Они занесены в госреестр селекционных достижений Казахстана.

“Дайте мне опору, я переверну земной шар”

Ну и, пожалуй, самое главное достижение – Аймак Джангалиевич документально подтвердил и доказал: дикая яблоня, дикий абрикос и дикоплодовые леса окрестностей Алматы представляют собой генофонд международного значения (об этом “КАРАВАН” подробно рассказывал в материалах “Яблоневая страсть академика Джангалиева” от 11.07.2014 г., “Хрен нам, а не яблоки!” от 2.10.2015 г., “Иностранцы боятся, что останутся без яблок. А мы – нет” от 4.05.2018 г. и “Генетическая база всех яблонь разрушается” от 19.01.2018 г.).

Единственная дочь академика, кандидат сельскохозяйственных наук Софья Аймаковна, на церемонии открытия мемориальной доски от имени семьи выразила благодарность за оценку труда ее отца. Рассказала, что его не смущали преграды, он никогда не терял веру в науку:

– Его любимая фраза была: дайте мне опору, я переверну земной шар. Отец никогда не уставал – бороться, работать, сажать сады… Было время, его вообще отстранили от работы. Но он не унывал и создал свой сад на маленькой даче, который замечательно плодоносил. Отец вставал до зари, работал допоздна. Я не помню его больным. Он шутил: своим крепким здоровьем я обязан… медицине, потому что никогда к ней не обращался. Вел аскетический образ жизни. Ел много яблок, чеснока, лука. Не говорил о плохом. Наверное, это часть секретов его долголетия.

– А вы с ним ездили в экспедиции?

– Я выросла среди яблонь, вишен, груш. В детстве мы ездили в экспедиции. Помню палатку, большие урожаи яблок, как измеряли высоту плодоножки… Вкус диких яблок – от очень кислого до насыщенного сладкого. В наших горах – огромное биоразнообразие по размеру, цвету, вкусу!

Казахстанское золото

В конце 90-х годов на работу Джангалиева обратило внимание мировое сообщество.

– Потянулись делегации из США, Великобритании, Новой Зеландии. Стали интересоваться и наши ученые. Отец в 80 с лишним лет оказался снова востребованным и с энтузиазмом включился в работу, – продолжает дочь академика.

В августе 2010 г. Джунгарский Алатау посетили английский лорд Эрл Сэлборн и экс-директор Королевского ботанического сада, известный селекционер сэр Эндрю Лардж. Англичан сопровождал, давал им все пояснения казахстанский профессор Магжан ИСИН. Он как раз изучал различные формы дикой яблони Сиверса в качестве подвоев для апорта.

Несколько лет подряд в Заилийский и Джунгарский Алатау приезжала ученый, доктор биологии Кэтрин Пэкс. Она – режиссер-постановщик научно-документального фильма, автор книги “Происхождение яблок, или Райские сады Эдема”. Кэтрин прилетала из Франции почти на все конференции, что проходили в Казахстане. Не пропустила она и нынешний день рождения Института плодоовощеводства. Не скрывает: была и останется поклонницей труда академика Джангалиева.

Еще в одном фильме, посвященном юбилею института и памяти его первого основателя, “Отец яблок – Аймак Джангалиев” (авторы Мадина Абдрашитова, Полина Шиманская, Жазира Бегалы) ученые рассказали, что сегодня яблоня Сиверса стала не просто гордостью страны, но и казахстанским золотом, которое будет приносить дивиденды.

Но не все еще гладко с пониманием того, что нужно сохранять и приумножать мировой генофонд. Если дерево срубил одно, десять посади вместо него.

– В мае 2018 года я выступил с докладом на международной научно-практической конференции “Malus Siversii – глобальная стратегия сохранения” в Алматы, – рассказывает Магжан Исин. – Сообщил: наш научный проект “Биотические факторы, препятствующие естественному возобновлению яблони Сиверса, и пути их преодоления” заблокировал Национальный научный совет (ННС), несмотря на высокий балл и положительный отзыв зарубежного эксперта. Аудитория восприняла это сообщение очень негативно. В перерыве ко мне подошли ученые из США, Италии, спросили: неужели ваши ученые не понимают мировую значимость яблони Сиверса? Я ответил, мол, ученые-то понимают, но у нас имеется каста околонаучных чиновников, которые и решают все вопросы.

АЛМАТЫ