Позвонив в несколько домов отдыха вокруг Алматы, мы поняли: цены на отдых одинаково баснословные. При этом клиенту не предлагают никаких особых развлечений – только более или менее комфортабельный номер. Сразу возникает вопрос, а сколько на самом деле стоит подобный отдых?
Этот номер не пройдет!Стоимость проживания за сутки в нашем отеле начинается от 10 500 тенге. И заканчивается где-то в районе 100 000 тенге. Это ж на такие деньги можно горящую путевку в Турцию купить!
Но чего не сделаешь ради журналистского эксперимента! И мы бронируем самый дешевый номер. Однако, когда мы приехали на место, выяснялось, что нам забронировали номер… за 14 500 тенге. Спорить было бесполезно.
– Дешевых номеров у нас вообще в наличии нет, они еще за месяц разобраны! – говорят на ресепшене.
А в чем разница между номерами? Оказывается, в наличии маленького холодильника. Считаем разницу: получается, что за сутки аренды этого электроприбора клиент платит 4 тысячи 500 тенге!
За что мы еще платим, снимая номер?– 30 процентов от стоимости номера “съедают” коммунальные затраты, – пояснили нам в отеле.
То есть предполагается, что в сутки расточительный клиент сожжет электричества и выльет воды на 3 тысячи тенге?! Честное слово, физически это невозможно. Особенно если учесть, что в девственно чистой и новенькой душевой кабинке горячей воды как таковой просто не было.
Экономия на рабочей силе– Еще 20 процентов от стоимости идет на содержание номера. На стирку, мойку. И оплату труда людям, – продолжили объяснение служащие отеля. – У нас очень дорогая стирка. Если в отеле заселяются 250 человек, то каждому нужен комплект спального белья, полотенца. Мы возим в город до тонны белья в день! На чистоту тратим 10 миллионов тенге каждый месяц!
Вопрос: “А что мешает поставить в подвале несколько собственных стиральных машин?” – повис в воздухе…
Что же касается оплаты труда персонала, так его набирают, как правило, из жителей близ расположенных сел. Они большими деньгами не избалованы. Но и услуги их не назовешь профессиональными.
Мы платим их кредиты?Еще 30 процентов от стоимости номера, по словам администрации отеля, уходит на всевозможные налоги и кредиты.
Как выяснилось, земля, на которой располагается дом отдыха, куплена в кредит.
– Начиная от земли, строений до всевозможного оборудования – все приобретено в рассрочку, – сообщили нам менеджеры отеля. – Только на первоначальном этапе пришлось вложить более 15 миллионов долларов. С тех пор бизнес вырос уже в три раза. И продолжаются капиталовложения. Нужно брать новые кредиты. И отдавать старые. Но сегодня это очень дорого.
В общем, банковский кризис успел ударить по кошелькам отдыхающих. По словам экспертов, только за последний год стоимость отдыха в Казахстане увеличилась в три раза.
Манная каша по цене икрыВ стоимость номера включен завтрак. На него из общей стоимости номера идет 2 тысячи тенге. Утром захожу в ресторан в надежде увидеть шведский стол или хотя бы утреннее меню, которое предполагает выбор. Официант приносит тарелку манной каши и три корочки хлеба. Всё!
Неужели эта каша действительно может стоить две тысячи тенге? Может, там, внутри – черная икра?!
– У нас ресторанные накрутки, – гордо пояснили менеджеры.
Но не столько же накручивать! Себестоимость нескольких ложек каши – не более 500 тенге! На 2 тысячи можно было и шведский стол приличный организовать.
– Ой, нет, мы не можем вводить шведский стол – из-за менталитета наших людей, они сами наедятся до коликов в животе и еще вынесут несколько сумок с собой… – отмахнулись менеджеры отеля.
Не отстать от конкурента!По словам менеджеров отеля, с каждого номера остается 20 процентов чистой прибыли. После наших расчетов что-то не очень верится…
– Не сказать, что мы в нулях. Хотя, если признаться честно, бывают месяцы затишья, вот как сейчас, – посетовали в администрации. – Их нам приходится перекрывать за счет пиковых сезонов.
Тут менеджеры явно покривили душой. Пока мы отдыхали в отеле, нарисовалась вполне реальная картина. Поздно вечером в субботу на парковку цепочкой заезжают крутые внедорожники. Все домики за 100 тысяч в сутки были разобраны! Наутро “новые” гости сидели в ресторанах и заказывали уху по-царски за сто баксов порция. Днем брали напрокат квадроциклы – еще сто баксов… А вечерком честная компания пошла в баньку класса VIP.
Как минимум, каждый из этих гостей оставил в отеле только за одни сутки по две тысячи долларов! Даже мы, живя по самому экономичному варианту, выложили 40 тысяч тенге.
Ведь за все дополнительные услуги с нас исправно брали дополнительную плату.
Как появляются цены на эти дополнительные услуги, тоже вопрос интересный. Когда мы попросили менеджеров объяснить нам систему ценообразования, то выяснилось, что цены на услуги, впрочем, как и на номера, ставят… ориентируясь на конкурентов.
В предгорьях не так уж много отелей. Спрос превышает предложение. И получается, что каждый бизнесмен оглядывается на соседа. Повысил сосед прокат квадроциклов – и следом повысили все остальные. В общем, стараются не отстать от конкурента не по уровню сервиса, а по цене.
МнениеБез поддержки не обойтись
Рашида Шайкенова, директор Казахстанской туристской ассоциации:
– Туристический бизнес Казахстана только зарождается. Не все законы рынка работают сегодня правильно. Не секрет, что у нас цена не соответствует качеству. Все поставлено на быстрое получение прибыли. Чтобы построить здание, бизнесмен берет кредит под большие проценты. А деньги на оплату долга максимально пытается взять из кармана отдыхающих.
Главное, чем сегодня озадачены владельцы баз отдыха и санаториев, – зарабатывание денег. Но это недальновидная политика. Ведь понятно, что люди, получив дорогие, но некачественные услуги, не захотят возвращаться.
Но это не пугает бизнесменов. Почему? Потому что у нас практически нет конкуренции. Спрос превышает предложение. И даже самые убогие номера всегда находят своего клиента. Отсутствие конкуренции влияет как на качество, которое остается неизменно низким, так и на цены, которые продолжают расти.
Как найти выход из такой ситуации? Нужно создавать любыми способами конкуренцию. Например, развивать экотуризм – чтобы люди выезжали на природу и селились в гостевых домах, которые содержат местные жители. Это выход из тупика. Дешево, тепло и уютно.
Второй путь решения проблемы – это строительство инфраструктуры государством. Сегодня туристическая отрасль – это сплошь малый и средний бизнес. Он не способен строить дороги и прокладывать коммуникации, максимум – возвести здание и разбить газоны за счет кредитов. Государство должно участвовать в этом, так развивались все известные курорты мира. Вы думаете, что огромные отели на несколько тысяч гостей строили обычные бизнесмены? Тут не обошлось без привлечения инвестиций, а принести крупные деньги в отрасль можно только через государственную поддержку. Например, в Турции или Испании именно государство отстроило всю курортную зону. Деньги вкладывали иностранцы, но под гарантии государства. Потом отели раздали под управление бизнесменам. Когда они встали на ноги, то выкупили эти отели у государства. В результате бизнес стал конкурентоспособным. Начали работать законы рынка, формируя цены, которые соответствуют качеству.
Сегодня много говорят о проведении Азиады. Это позволит сделать тот самый необходимый шаг, который даст нам шанс поднять туристскую отрасль на более качественный уровень. Государство начнет принимать участие, отстроит хорошие отели, дороги. Важно потом сделать еще один верный шаг и не потерять весь этот потенциал. Как будут работать эти отели после Азиады, кто ими будет управлять? Мы уже имеем печальный опыт, когда власти не справлялись с поставленными задачами. Так провалилась кластерная программа по туризму. Сегодня она работает только в Мангистауской области. В Алматинской области, несмотря на огромный потенциал, программа затухла из-за слабого исполнения на уровне местной власти…
Александра МЫСКИНА, Тахир САСЫКОВ (фото)