Статистика ужасающая, но вполне соответствующая мировым тенденциям: даже в самых развитых странах институт традиционного брака испытывает огромные нагрузки, и число "неполных" семей растет, как снежный ком.
Например, в Соединенных Штатах за тридцать лет, в период с 1970 по 2000 год число матерей-одиночек увеличилось с 3 миллионов до 10 миллионов.
За тот же период времени число отцов-одиночек также увеличилось с 393 тысяч до 2 миллионов. Во Франции с конца 70-х годов прошлого века количество неполных семей увеличилось более чем на 50 процентов.
Греция - с 1980 года число незамужних матерей увеличилось на 29,8 процента.
В Великобритании количество неполных семей в 2005 году впервые превысило 25 процентов, что свидетельствует о большом увеличении числа матерей, никогда не бывших замужем, и числа разводов за последние 30 лет.
Не отстают по этому невеселому показателю также Германия, Греция, даже Япония, где так сильны традиционные семейные ценности, а обожание детей возведено в культ…
В соседней с нам России, по данным статистики, также около 30 процентов детей воспитываются в неполных семьях. Жить становится лучше, жить становится веселее, а семьи, тем не менее, рушатся.
Ученые давно заметили этот парадокс: в тяжелые, трудные исторические периоды семья всегда укрепляется, сплачивается. Общеизвестен факт, что в голодном, победном послевоенном 1945 году на сто браков приходился всего лишь один развод!
Этот феномен неполной семьи приобрел такие массовые масштабы, что последствия его прямо сказываются на состоянии всего общества.
Одинокие матери - одна из самых социально незащищенных групп населения. Государство не может и не должно бросать их на произвол судьбы. В первую очередь потому, что в 90 процентах случаев после развода дети остаются с матерью, и она должна иметь достаточные денежные средства для их воспитания.
Отец, оставивший семью, обязан материально помогать ей и платить алименты на детей, но часто всячески старается уклониться от своей обязанности, а женщине приходится приложить огромные усилия, чтобы отстоять законные права - свои и ребенка.
- Получение алиментов на детей - одна из главных проблем, с которой обращаются к нам женщины, - говорит директор общественного объединения "Женский правовой центр" Вера Сергунина. - Причем у женщин на руках, как правило, есть исполнительный лист, решение суда, обязывающего бывшего мужа платить алименты на детей. Но судебные исполнители, которых о закон обязывает реализовать решение суда, работают очень плохо. Даже когда есть возможность добиться от должника денег, они это не делают. Исполнение судебного решения порой тянется годами.
Со словами Веры Сергуниной вполне совпадают данные прокуратуры, которые недавно озвучил на очередной пресс-конференции официальный представитель Генпрокуратуры РК Сапарбек Нурпеисов.
На сегодня неисполненными остаются десятки тысяч (!) судебных решений о взыскании алиментов. За прошлый год долг алиментщиков перед своими детьми составил 16 миллионов тенге.
За первый квартал этого года - уже 9 миллионов тенге. Из этих сумм судебные исполнители взыскали с должников: в 2006 году - чуть более 900 тысяч тенге, а в этом - всего 13 000 тенге. С такими темпами законные деньги детям достанутся разве что к совершеннолетию…
Волокита, безответственность, открытое пренебрежение своими обязанностями судебными исполнителями в делах по алиментам стали притчей во языцех.
Они, со своей стороны, указывают, что нагрузка на них непомерно высока, а истребовать алименты порой невероятно сложно. "Папаши" иногда пускаются на невероятные хитрости, чтобы не платить своим чадам ничего или платить по минимуму.
- Бывает так, - рассказывает судисполнитель Берик М., согласившийся рассказать о "кухне" своей работы на условиях анонимности, - приходишь к должнику. Живет он в шикарном доме, во дворе - дорогие машины, бассейн, в доме - хрусталь и полированная мебель… Словом - "упакован" по самые ноздри. А между тем - на нем долг перед прежней семьей на несколько миллионов тенге. Начинаешь разбираться и выясняется: дом записан на имя жены, машины - на имя детей, тещи, а сам он трудится скромным бухгалтером в фирме своей супруги, с окладом в 20 тысяч тенге… Ну ничего у человека фактически нет! Хотел бы я его имущество арестовать - но где его взять? Формально, по бумажкам, он чист перед законом - ну не костюмы же его или нижнее белье мне описывать!
К тому же нагрузка на судебного исполнителя у нас в Казахстане, действительно, очень высока. У каждого из них в производстве находится одновременно до 300 - 500 исполнительских дел. Судисполнителей буквально осаждают десятки и сотни людей, кровно заинтересованных в выполнении судебных решений. Отсюда и высокий уровень коррупции в этой сфере: не подмажешь - не поедешь. Конечно, с зарплатой в 20-25 тысяч тенге судебный исполнитель куда охотнее возьмется выполнять решение суда о взыскании с какой-нибудь фирмы долга в сотни миллионов тенге, чем возиться с жалкими крохами алиментов на детей.
- А матерям некогда бегать по инстанциям, надоедать судебному исполнителю, - им надо работать, зарабатывать, чтобы хоть как-то кормить семью. Хотя их заработок, как правило, позволяет в лучшем случае существовать на грани нищеты, - говорит Вера Сергунина. - Мы помогаем этим женщинам добиваться справедливости, осаждаем судебных исполнителей, ходим вместе с ними к должникам. Но физически не можем защитить всех - наших адвокатов очень мало, а женщин, которые не могут добиться уже принятых судебных решений по алиментам - очень много.
А итог всей этой нерешенной проблемы - огромный моральный и социальный ущерб для детей, оставшихся без помощи и поддержки, рост числа неблагополучных семей, детской ожесточенности, криминала.
Во времена СССР алиментщиков государство не баловало, за неуплату алиментов вполне реально было попасть в тюрьму - закон предусматривал для злостных "уклонистов" до одного года лишения свободы (статья 122 советского Уголовного кодекса).
И сегодня такая статься в УК Казахстана есть, но она не применяется. За весь прошлый год в Алматы, где исполнительные листы выданы тысячами, а их исполнение не превысило и 30 процентов, не было ни одного приговора злостному неплательщику алиментов, которое бы предусмотрели жесткое наказание для этого вора у своих же детей. Даже понятие - "злостное уклонение" в законе не регламентировано. Фактически, мы имеем полную безнаказанность "папаш-летунов", что впрямую сказывается на выполнении ими своих материальных обязанностей перед покинутой семьей.
Парадокс: за мелкую кражу суды без особых раздумий назначают длительные сроки лишения свободы. А длительное, порой годами (!) лишение ребенка средств к существованию, голод, нищета - остаются без адекватного наказания! Понимая отсутствие реальных репрессий за преступление подобного рода, милиция практически не расследует эти правонарушения и не проводят оперативно - розыскные мероприятия, профилактической работы со злостными неплательщиками алиментов.
А последние часто просто уезжают в другое государство СНГ - "на заработки", заводят там новые семьи и живут, совсем выбросив из головы, что на родине у них остались их родные дети.
Когда, в редких случаях, такие дела все же возбуждаются, то, как правило, в качестве меры наказания применяется штраф в доход государства. Алиментщик имеет непогашенный долг по алиментам, неустойку и убытки, причиненные просрочкой исполнения алиментных обязательств, проценты за несвоевременную выплату.
После его осуждения, к штрафу он должен заплатить еще и государству. Долг увеличивается, результатов, ради которых законодатель ввел ответственность, не наступает.
Многие правозащитники и юристы считают, что проблему может разрешить институт частных судебных исполнителей или передачи их функций правозащитным организациям. Законодатели должны решительно повысить меры и социальной ответственности для должников-алиментщиков и социальной защиты для лиц, исполняющих судебные решение.
Нужно поставить службу судебных исполнителей так же высоко, как в США: за препятствие судебным исполнителям там вполне реально получить двадцать лет тюрьмы… Нужна единая информационная база на всех алиментщиков, причем необходимо наладить обмен информацией со странами СНГ, прежде всего - с Россией, где сегодня скрываются сотни и сотни тысяч непутевых отцов.
Но главное - неуплата алиментов должно восприниматься всем обществом, как нетерпимое зло, как постыдное, отвратительное занятие, а не носило бы на себе печать этакого "молодечества", как это зачастую бывает у нас. Вот, мол, каков я удалец - бывшую жену на колени поставил!.. Мелкое, злобное чувство мести после развода, к сожалению, встречается в нашем обществе очень часто.
А страдают - в буквальном смысле слова - ни в чем не повинные дети.
Фото сайта http://www.interfax.by