Сегодня на вопросы “КАРАВАН. ЗДОРОВЬЯ” отвечает врач высшей категории, кандидат медицинских наук, детский психиатр РНПЦ психиатрии, психотерапии и наркологии министерства здравоохранения РК Сергей СКЛЯР.
– В нашем отделении детско-подростковой психиатрии лечатся дети от 3 до 18 лет с самой различной патологией. Наиболее часто встречаются тяжелые инвалидизирующие органические расстройства, такие как умственная отсталость, которая, к сожалению, не всегда рано диагностируется, заболевания вследствие черепно-мозговых травм, бывают задержки психического развития после тяжело перенесенной беременности. Реже встречаются невротические расстройства, психозы, аффективные расстройства – расстройства настроения, когда ребенок перестает ходить в школу, оппозиционно относится к родителям или вообще к взрослым. Встречается и суицидальное поведение. К сожалению, родители редко напрямую обращаются к врачам-психиатрам, когда наблюдают такое поведение. Боятся, что это как-то повлияет на будущую жизнь ребенка, что он не сможет работать в учреждениях, где потребуется справка от психиатра, или не сможет водить машину.
– Разве эти страхи безосновательны?
– Как правило, это проходящие явления, и часто во взрослом состоянии с лечением либо без лечения проходят. Все зависит от степени тяжести заболевания. При лечении, например, от депрессии назначаются средства, которые успокаивают нервную систему, или антидепрессанты, которые регулируют обмен веществ в головном мозге. И за счет этого проходит депрессия.
– Как распознать суицидальные проявления?
– Начинаются они чаще всего в подростковом возрасте, в 12–14 лет, с того, что дети отказываются от учебы, конфликтуют с окружающими, наносят сами себе повреждения. Причем поначалу эти повреждения не связаны непосредственно с мыслью о том, что ребенок не хочет жить. Как правило, он испытывает внутреннюю боль и через физическую боль пытается уменьшить душевную. И если родители или учителя в школе не улавливают эти настроения, не обращают внимания, то такое его поведение закрепляется, расширяются способы совершения самоповреждений. А потом ребенок, который поначалу как бы сигнализировал об этой своей боли, начинает замыкаться и считать, что единственный выход прекратить душевную боль – это покончить с жизнью. Это наиболее типичная ситуация. Чем старше он становится, тем выше риск суицида со смертельным исходом. Пик риска приходится на возраст 25–30 лет и повторно возрастает в пожилом возрасте. Причины этого чаще всего – наличие депрессии, употребление различных психоактивных веществ (алкоголь, наркотики), импульсивное поведение. Также могут оказывать влияние различные психологические и социально-экономические факторы – к примеру, неразделенная любовь или невозможность найти работу.
– А что служит первым сигналом начавшихся изменений?
– Если вы видите, что у вашего ребенка резко изменилось поведение и из активного он стал замкнутым или, наоборот, из очень замкнутого – чрезмерно активным, это, как правило, первый симптом, на который должны обратить внимание. В какую бы сторону ни происходили изменения. Единого, универсального для всех признака суицидального поведения не бывает, потому что и дети, и родители все разные. Но если родители на самом деле обнаруживают какую-то проблему, нужно обратиться к психологу. Сейчас в каждой школе и в каждой поликлинике должны быть психологи, которые оказывают бесплатную помощь. Когда же дело доходит до того, что ребенок, допустим, режет себе руки или прижигает свое тело, то обязательно нужно обратиться уже к врачу-психотерапевту либо детскому психиатру. Если же родители боятся сразу обращаться в государственную службу, то есть частные психотерапевты и психиатры. Но надо учитывать, что тяжелая депрессия на клиническом уровне очень суицидоопасна. И тогда нужно беспокоиться не о том, что люди скажут, а о том, чтобы ребенок остался жив. Бывает, что необходима госпитализация в психиатрическую клинику.
– Какие рекомендации по профилактике психических и нервных расстройств вы могли бы дать будущим родителям, которые только готовятся к рождению ребенка?
– Те же, что дают любые врачи. Например, нужна профилактика железодефицитной анемии и йододефицита. Это основные заболевания, которые, кроме прочего, могут приводить и к интеллектуальной недостаточности. Профилактика инфекций и стрессовых ситуаций, которые в первую очередь оказывают влияние на беременную женщину и на ее плод. Женщинам обязательно посещать женскую консультацию и следить за своим здоровьем. Ведь в первые недели и месяцы беременности происходит закладка всех основных органов будущего малыша, и в это время организм плода наиболее чувствителен к любым вредным воздействиям. Хотя в целом важны все недели беременности.
– Врачи говорят: здоровье будущей мамы формируется с детства…
– Да, и потому важно, чтобы и мамы, и папы знали, что здоровье девочки всегда бережется намного больше, чем здоровье мальчика. Это связано с физиологическими моментами. Репродуктивные особенности у девочек и мальчиков очень отличаются. Если сперматогенез у юношей и мужчин обновляется практически каждый месяц, то у девочки определенное количество яйцеклеток заложено уже при рождении. И они используются ею всю жизнь. Новые яйцеклетки в процессе жизни не появляются. И когда девочки в подростковом возрасте, например, увлекаются худением, практически это означает, что они объедают своих детей. Потому что если в организм не поступает белковая пища, то он начинает расходовать свои белковые резервы, в том числе это и резервы яйцеклеток. Все, что воздействует на девочку в процессе жизни, может влиять и на ее будущего ребенка.