От стопа до стопа

Автостоперы – это не бедные студенты и халявщики, у многих из них хватит средств на полет в самолете, но они предпочитают ездить на попутках. Это особый кайф. Автостоп – это не только способ экономичных путешествий, это прежде всего стиль жизни. Недаром ведь говорят, что язык может довести человека куда угодно. До самой мечты!

Фотографу Шерхану КАДЕНОВУ 20 лет, он – казах из Кемерово, часто курсирует между Россией и Казахстаном:

– Начал я путешествовать автостопом весной этого года. Ехал из Бишкека в Алматы, до автовокзала “Сайран”, – это больше 200 километров. Голосовал около полутора часов, уже стало темнеть. И вот на другой стороне трассы остановилась черная БМВ, спросили: “Куда?”. Я ответил: “Алматы”, они: “Сколько дашь?”. Говорю: “Нисколько, еду автостопом”. Они развернулись, предложили сесть. По дороге много о чем говорили – о политике, о жизни. Потом у водителя заболел живот, а у меня с собой оказались таблетки. Вот такая взаимовыручка… Я наловчился стопить и уже знаю, куда правильно встать, как общаться с водителями… В последнее время часто прибегаю к ситистопу – это автостоп внутри города.

Видов автостопа довольно много. Есть гидростоп – передвижение на попутных речных и морских судах, трейнстоп – поездка на попутных поездах. Самый элитный из всех стопов – аэростоп, здесь за авиабилет, скорее всего, придется заплатить. Но цена будет вполовину, а может, и того меньше.

– Настоящий автостопер – это тот, кому интересно ехать с водителем, и водитель его везет именно потому, что ему тоже интересен этот человек, – продолжает Шерхан. – Но если вы ждете от дороги только халявы – лучше сидите дома.

Сам Шерхан уже запланировал на август большое путешествие автостопом в Сибирь:

– По прямой – чуть больше 2000 километров, но автостопер никогда не ездит по прямой! Мы с моим другом из Малайзии познакомились на интересном сервисе в Интернете – на “Коучсерфинге”, теперь поедем в Новосибирск. Этот интернет-сервис – мечта любого автостопера. На нем можно проложить свой маршрут по городам и найти в них кучу людей, которые готовы приютить путешественника на несколько дней. Мой друг-малайзиец сейчас уже в Узбекистане, потом направится в Киргизию, оттуда – в Алматы. Затем мы поедем в Усть-Каменогорск, заглянем к моим родственникам и, сделав крюк до Новокузнецка, отправимся в Новосибирск. Потом он поедет домой, а я останусь там. При этом я никого не склоняю к автостопу, за свои действия вы сами несете ответственность. Будьте смелыми, но не безрассудными!

– Начинающим стоперам лучше потренироваться на небольших расстояниях, например, алматинцам – в Капшагай и обратно. Получится часов за 6 – отличный результат!

– Необязательно ехать на одной машине, по пути может быть куча пересадок, кто-то провезет вас полпути, кто-то – до следующего магазина в 200 метрах, всегда соглашайтесь!

– Не стойте под мостом, за поворотом – там, где вас трудно увидеть. Хорошее место то, где машины сбрасывают скорость. Можно договориться на заправках, стоянках дальнобойщиков.

– Спиртное – враг как для стопера, так и для водителя. Никогда не употребляйте на трассе и не садитесь к пьяным!

– Если собираетесь путешествовать далеко, имеет смысл взять сменное белье, носки, мыло. Водителю неприятно подвозить “благоухающих”.

– Советую оставить все ценное дома. Добрых людей, конечно, больше, но береженого Бог бережет.

– Девушкам не советую стопить в одиночку! Но если все-таки решились и едете по Средней Азии, полностью скройте ваши красоты. Если не выглядите вызывающе, ничего с вами не случится.

22-летний фотограф Виктор МАГДЕЕВ, хорошо известный в кругу скейтбордистов, завершил участие в проекте “Дорога”. За два месяца он, отправившись из Алматы, объехал почти все крупные города Казахстана:

– В прошлом году я ездил автостопом в Астану с минимальным количеством денег. Не думал, что продолжу это делать. В этот раз я снова не оплатил за проезд, перемещаясь из города в город, но много денег ушло на питание и проживание. Я был налегке, не было никаких спальников, палаток, взял с собой камеру, ноутбук, запасную пару обуви, пару маек. У меня не было возможности стирать вещи, поэтому я их покупал задешево на рынках, потом выкидывал.

Как только выходишь за черту города, на трассу, начинаются совсем другие законы, утверждают автостоперы. Это в городе “забесплатно” никто и пальцем не пошевелит. На трассе люди добрее, в чем наши герои неоднократно убеждались:

– Некоторые стереотипы о городах развеялись – о том же Шымкенте. Были разные ситуации, встречались разные люди, я со всеми пытался найти общий язык. Я знаю казахский, это было большим плюсом. Юг проехал очень хорошо, ловил попутки за 20 минут, узнал много историй от водителей. Часто разговоришься, они потом приглашали домой на чашку чая.

Самый важный вывод, который сделал Виктор: путешествовать автостопом по Казахстану – безопасно, правда, с небольшой поправкой:

– Если вести себя адекватно и не искать приключений на одно место. Автостоп дал мне бесценный опыт, знания, мудрость.

Виктор поделился с “Караваном” дорожными воспоминаниями о крупных городах Казахстана. Итак, наша страна глазами алматинского автостопера…

Астана – сейчас такого нет, что Астана – это только дом-работа. Открылось много интересных заведений. Народ стал теплеть.

Усть-Каменогорск – природа очень красивая, частично горы напоминали Алматы. Был на Бухтарминском водохранилище – красиво.

Караганда – мы представляем себе Караганду как город шахтеров, но я их там не встретил.

Павлодар – слышал, что это криминальный город, но сейчас там спокойная атмосфера, красивая набережная. Город – ухоженный, приятный.

Петропавловск – мне там подарили кепку из бересты.

Кокшетау – город маленький, есть градообразующие предприятия.

Костанай – много красивых девушек. Я даже ехал с водителем, он говорил, что Костанай называют казахстанским Иваново, так как много невест. Вообще на севере люди трудолюбивее. Ни разу не слышал, чтобы они жаловались, что у них нет работы.

Уральск – все смешно разговаривают, “акают”, как в Москве.

Атырау – там живет интересная женщина Зинат, она воспитывает приемную дочь, сохраняет казахские обычаи.

Актау – очень интересная природа, это бывшее дно океана, в степи лежат ракушки. Очень дешевое такси – 200 тенге по городу.

Жанаозен – очень дорогие машины – “крузаки”, то есть зарплаты у рабочих о-го-го.

Шымкент – оказывается, это большой, красивый, развивающийся город, люди приветливые. Там есть работа и возможность раскрутиться.

Кызылорда – имеется нефтегазовое месторождение Кумколь, поэтому есть работа, ведется строительство.

Аральск – поехал на кладбище кораблей, хотел сделать эпический кадр, но нашел распиленный корабль, остальное растащили на металлолом.

Туркестан – шашлык за 200 тенге.

Тараз – очень дорогое такси, за пару кварталов берут 500 тенге.

Байконыр – меня туда пустили как судмедэксперта, написали служебную записку. Просто так в город не попадешь, он закрытый. Там в обращении рубли, две полиции – казахстанская и российская. Памятники самолетам, ракетам, очень красиво, и люди интересные.

– Поднимите большой палец вверх – это значит, что вы хотите ехать бесплатно.

– Никогда не выходите на трассу ночью. Никто не возьмет, эта большая ошибка мне стоила ночевки на трассе под Аральском.

– Угощайте водителей едой, это хороший тон, они становятся более открытыми.

– Двух человек редко берут, лучше автостопить в одиночку.

– Если машина остановилась, то на 80 процентов водитель тебя возьмет “на борт”.

– Если тормозит машина уже с пассажирами, не было случая, чтобы я отказывался. Все едут в одну сторону, людям нужно просто доехать, у них нет задачи вас ограбить.

Алматы