От сильного землетрясения алматинцев спасло лунное затмение - эксперт

Биофизик, профессор Казахского национального университета им. Аль-Фараби Виктор Инюшин рассказал корреспонденту медиа-портала Сaravan.kz о характере происшедшего землетрясения и о дальнейших прогнозах в Алматы на предстоящие полгода.

Виктор Инюшин

- Как прокомментируете землетрясение, происшедшее 2 февраля?

- Мы в декабре 2017 года уже дали прогноз о том, что в январе 2018 года, в первой и последней декаде месяца, землетрясения будут с высокой активностью. На 20 процентов выше, чем в 2015 году. Но это землетрясение, как и ожидаемые впереди, опасности для города не представляют.

Наличие лунного затмения и суперлуния, которое жители Земли наблюдали 31 января, нарушило покой всех центров напряжения геоплазмы, которые были в земной коре, из-за чего возникли малые очаги. Фактически этот прилив нас спасает на несколько месяцев от больших землетрясений. Я не хочу брать ответственность на больший срок, пока у нас есть данные до 31 июля 2018 года.

Сейчас, с 7 по 14 февраля, ожидается активизация земной коры, но тоже в пределах трех-четырех баллов. Ощутимость будет, но это безопасно.

Хочу сказать, что это глубокое землетрясение и очень интересное, если бы оно не произошло, то через два года можно было бы ожидать мощное землетрясение. Я бы сказал, что нам пока везет.

- Эпицентр этого землетрясения пришелся на центр города. Когда было подобное в Алматы?

- В центре Алматы такого еще не было, но близкие толчки были. Например, землетрясение 1911 года, 1889 года. Но надо не забывать, что в то время город маленький был, население составляло примерно 5 тысяч человек. Трудно уже сказать, в центре они происходили или не в центре, но во всяком случае гравитация была.

- Некоторые алматинцы ощутили толчки, другие - нет. Почему?

- Это можно объяснить вертикальной природой толчков, происхождение землетрясения было снизу вверх и расхождение было в виде кругов, а круги пошли не так, как обычно, - круги идут по воде, а шли по так называемым каналам геоплазмы. И те, кто живет между этими разломами, вообще не ощутили ничего, а те, которые попали на разлом, подскочили даже на стуле. И в основном это юго-восточная часть города, а северо-запад вообще почти ничего не чувствовал.