«Стоимость обнаруженных табачных изделий будет установлена после проведения экспертизы службой экономической разведки департамента госдоходов по Мангистауской области», - сказано в сообщении пресс-службы КНБ. Если исходить из ценников в магазинах и киосках, то это порядка 2,3-2,4 миллиарда тенге. Чего мудрить-то?
Противники курения так же зависимы от своих взглядов, как и зависимые от сигарет. Первый аргумент антитабачников: рост цены на курево заставит людей отказаться от вредной привычки. Второй: на эти деньги в стране построят много новых спортивных площадок для детей и наберут тренеров. Третий: никакая контрабанда левого товара, сделанного неизвестно где и черт знает из чего, через наши границы не пройдет. Хотя даже ежику в тумане понятно: если какой-то продукт в какой-то стране становится запретным, он тут же появится, как чертик из табакерки. Тушкой, чучелком, как угодно. Разумеется, контрабандным способом.
Громче всех и чаще всех о вреде курения сообщала лидер национальной коалиции «За Казахстан, свободный от табачного дыма» Джамиля Садыкова. Несколько лет назад она почти убедила меня, что стражи границ республики пресекут любую контрабанду. В том числе и сигарет. Судя по участившимся арестам таможенников – дудки! Чьи интересы лоббирует коалиция "За Казахстан, свободный от табачного дыма"?
Я, наивный, думал, что махорка давно вышла из моды. Черта с два! Ее до сих пор можно купить на мелких базарчиках в южных областях. Сигареты подорожали – и вот селяне, у которых доходы падают, перешли на более вредный продукт. Спасибо, Джамиля Женисовна, за такую форму борьбы за здоровье народа!
То, что пограничники в Актау нашли контрабанду, – это здорово. Но это только один факт. Кто даст гарантию, что такие партии не прошли в Казахстан через другие таможенные посты?
Наконец, я помню, как г-жа Садыкова говорила, что средства, полученные за счет повышения акциза на курево, пойдут на строительство детских спортивных площадок и привлечение детских тренеров. Месяц назад алматинская программа «Спорт в нашем дворе», затеянная два года назад энтузиастом Айжан Чокиной, начала сдуваться. У нее в планах было строительство 600 таких площадок, где школьники могли бы играть в футбол, баскетбол, настольный теннис рядом со своими подъездами. «Но городской акимат в три раза снизил финансирование программы», - сказала Айжан.
Начальник управления физической культуры и спорта акимата южной столицы Рустем Байсеитов подтвердил в середине февраля: «Мы оставляем на 2019 год финансирование 100 площадок... Также отберем на конкурсной основе 50 лучших инструкторов, которые действительно хотят работать».
Гениально! 50 тренеров на 100 площадок? Возможно, если бы г-жа Садыкова тратила меньше денег на международные конференции и "круглые столы", подрастающее поколение, вероятно, стало бы здоровее. А тренеров и площадок - стало больше. Но сейчас в успех этого предприятия мне верится с трудом.