Только аэропорт столицы носит имя Первого президента страны.
Остальные же — просто «Аэропорт Павлодара» или «Международный аэропорт Актау». Рано или поздно все эти аэропорты будут носить имена известных казахстанцев.
У нас даже Дворец спорта имеет свое собственное гордое имя, считает корреспондент Петропавловск.news.
В последнее время в стране явно ощущается просто неудержимое желание региональных ономастических комиссий заняться каким-нибудь делом — то в Уральске переименуют 300 улиц, то в Алматы — еще 180…. Эти переименовательные кампании носят хаотичный и скоротечный характер, который похож на суету, а не на упорядоченное и планомерное присвоение безымянным или неблагозвучным улицам приятные патриотические названия с историческими и культурными отсылками.В России аэропорты получат новые названия
Другое дело, если бы работа комиссий, которые заняты различными переименованиями, была централизованной, глобальной и имела объединяющий для всей страны фактор. Короче говоря, давайте дадим имена аэропортам Казахстана! Опять же, Президент сказал, что мы будем развивать туризм — вот и пусть туристы летят в аэропорты — Абая, Шокана, Абылайхана… Считайте это официальным предложением.
Ну, а раз так, можно поразмышлять о том, чье имя будет носить наш маленький, но гордый аэропорт. Он, кстати, несмотря на пассажиропоток в 6-7 тысяч человек в год, носит статус «международный». Итак, 2019 год, лето, начало туристического сезона. В самолете, направляющемся на самый север Казахстана, летит какой-нибудь ирландец по имени Брайан. И перед приземлением узнает, что посадка будет не просто в аэропорту, а в международном аэропорту имени Ивана Шухова, например. Возможно, захочет узнать, кто это, а потом почитать его рассказы…
Имя этого писателя — вполне звучное, а память о нем в нашем регионе, прямо скажем, слаба. Вряд ли можно считать достаточным увековечиванием короткую улицу и не очень удачный памятник на окраине Петропавловска. Хорошо звучало бы и имя Магжана Жумабаева. При его произношении слышится что-то сильное, крепкое. Оно точно могло бы вызвать интерес у тех, кто с его именем не знаком.
Имя Шокана Уалиханова, скорее всего, присвоили бы аэропорту Костаная, но и мы имеем на него не меньше прав. Он долгое время жил на юге нашей области в усадьбе Айганым. В том самом районе, в котором наш аким решил активно развивать туризм. Прилетит мой ирландец Брайан в аэропорт Валиханова, узнает, что Шокан — географ, офицер, разведчик, интеллигент, легенда — поедет на озера в Айыртауском районе, посетит усадьбу Айганым… Такая у меня логика для этого имени.
Ну, и, конечно, никуда без его деда, нашего хана Абылая. Представьте, что аэропорт носит имя легендарного хана, резиденция которого восстановлена в Петропавловске. Для какого-нибудь европейца полет в «Абылай хан международный аэропорт» был бы уже приключением.
А что, если дать аэропорту имя космонавта Владимира Шаталова? Этот человек, между прочим, дважды герой СССР, ему уже 91 год, он живая легенда в Петропавловске, а в память о нём — лишь небольшой бюст на входе в парк. Или имя Александра Викторенко, тоже красиво звучит. Имена космонавтов очень известны на западе.
А что если дать аэропорту имя Карасая или Агынтая батыров? Или их обоих сразу? Впрочем, два имени к ряду для ирландца Брайана, наверное, были бы сложными. С другой стороны, любое из них, как и каждое в отдельности, привели бы его в чудный край с сопками и озерами, где есть прекрасный мавзолей этих батыров.
Не менее самобытно звучали бы имена одного из наших акынов — Ахан сере, Шал акын. Моему ирландцу Брайану придется узнать, что такое акын, где он жил, что пел и услышать много легенд. А в случае с Шал акыном — съездить на Сергеевского водохранилище, узнать, что у нас есть моря посреди степи, ну и так далее.
В моем личном списке не могу обойтись без имени одного нашего земляка, о котором, к сожалению, очень мало кто знает — Григорий Кубраков. Один из самых известных в нашей стране педагогов, который долгие годы руководил школой, затем интернатом, написал около 40 книг. С этим человеком я был знаком лично — абсолютно несгибаемый, твердый как камень человек, единственный в стране Народный учитель СССР — это крайне почетное звание прежних времен.
Я пока не слышал о том, готовится ли подобное переименование для аэропортов страны. Но если мы не можем руководить этим делом, то, хотя бы, можем дать старт. Ну что, товарищи, дадим нашим ономастам направление деятельности? Может, сотня другая улиц с красивыми названиями сохранится.