Индекс прогресса
Доклад был представлен на открытии Года молодежи с участием главы государства. Он включает показатели здоровья, образования, социально-экономического положения молодежи и другие. “КАРАВАН” изучил труд аналитиков, социологов, политологов, представителей госорганов, созданный на основе статданных и результатов исследований.
По казахстанской классификации, молодыми людьми считаются граждане в возрасте от 14 до 28 лет. Для сравнения: по стандартам ВОЗ, люди до 44 лет могут причислять себя к данной категории.
– Особенностью последнего доклада является включение в него Индекса прогресса молодежи (ИПМ), который рассчитывается на основе полного анализа данных по 102 странам и частичного анализа (из-за ограниченности доступных данных) – по 52 странам, – рассказывает директор НИЦ “Молодежь” Талгат КАЛИЕВ.
Лидируют в рейтинге ИПМ Норвегия, Финляндия и Дания. Казахстан занимает среднюю позицию – 63-е место. Кыргызстан находится на 58-м месте, Россия – на 65-м.
– К сильным сторонам РК можно отнести удовлетворение основных человеческих потребностей. По этому показателю мы опережаем Россию. Согласно данным ИПМ, у нашей молодежи есть хорошие возможности для получения образования и трудоустройства. А в таких областях, как здоровье, личная безопасность, восприятие преступности, Казахстан уступает Армении, Грузии, Беларуси, Кыргызстану, – говорит директор НИЦ “Молодежь”.
Гражданская активность молодых казахстанцев оценивается как невысокая.
– Сейчас молодежь слишком индивидуалистична, нацелена на достижение личного успеха, имеет персонифицированные цели и идеалы, а гражданскую активность считает не слишком продуктивной для себя.
Такое положение вещей приводит к патернализму и неустойчивости общества, которое в итоге не желает принимать на себя ответственность за процессы в государстве, – отмечает Талгат Калиев.
Уровень экономического положения в стране 76,4 % молодых респондентов оценили на хорошо, 8 % – на отлично. При этом 55,8 % прогнозируют улучшение ситуации, 36,4 % – сохранение статус-кво.
Работа есть, нет желания работать
В 2018 году молодежь составляла 21,5 % от общей численности населения РК. С 2014 года количество ее уменьшилось на 9,1 % и составило 3 900 834 человек. Такая ситуация является следствием демографической ямы 90-х – катастрофического спада рождаемости. Однако эта тенденция – явление временное, считают эксперты, и, по прогнозным расчетам, с 2022–2023 годов ожидается рост данного показателя.
При этом наблюдается увеличение удельного веса молодежи среди городского населения: с 54,9 в 2014 году до 56,5 % на начало 2018 года. Больше всего ее проживает в Туркестанской области (472 908 человек) и Алматы (423 809). Дефицит молодой крови наблюдается в Северо-Казахстанской (104 074) и Атырауской (135 403) областях.
Хорошим трендом директор НИЦ “Молодежь” считает отрицательное сальдо миграции.
Пик мобильности приходится на возрастную группу 24–28 лет, преимущественно женского пола. Если в 2016 году из страны выехало 8 249 молодых людей в возрасте 14–28 лет, то в 2017-м – 7 988. 90,1 % выезжают в страны СНГ. В отношении других стран у Казахстана наблюдается слабая миграционная активность.
Наибольший поток внутренней миграции отмечается в городах республиканского значения – Астане и Алматы. Наибольшее количество молодежи покинуло Южный Казахстан и Алматинскую области.
Рабочая сила страны 15–28 лет – это 2 121 200 человек, из которых заняты трудом 2 038 800 человек. Среди занятой молодежи 74,6 % – наемные работники, 21,5 % – самостоятельные люди. 16,5 % занято в сфере оптовой и розничной торговли, ремонта автомобилей и мотоциклов. 13,6 % – в сельском, лесном и рыбном хозяйстве. 11,2 % работают в сфере образования, 10,9 % – в сфере промышленности. Как "золотая молодежь" беспределит в Казахстане
– На момент исследования безработными являлись 3,9 % экономически активной молодежи страны. 42 %, по собственному признанию, постоянно сталкивались с проблемами трудоустройства. И это на фоне того, что в службах занятости огромное количество незаполненных вакансий – порядка 8 тысяч! У молодежи существуют завышенные ожидания в отношении работы и дохода, – говорит Талгат Калиев.
В этой связи собеседник выделяет категорию NEET – молодежи, которая не учится, не работает и не повышает квалификацию (англ. Not in Education, Employment or Training). Ее доля – 7,7 %.
Больше всего NEETовцев в Карагандинской (12,9 %), Туркестанской (11,3 %) и Северо-Казахстанской (10 %) областях.
При галстуке и с портфелем
Пока одни молодые казахстанцы ждут манны небесной (работы престижной), другие активно осваивают различные ниши. По данным комитета по статистике, количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в возрасте до 29 лет (по состоянию на 1 июля 2018 года) составляло 124 027 человек.
По сравнению с аналогичным периодом 2017 года молодых ИП в стране стало больше почти на четыре тысячи человек. В ближайшие три года 17 % городской и 14,5 % сельской молодежи планируют открыть собственное дело. Большинство хотело бы организовать бизнес в сфере торговли и услуг.
В это же время другая часть молодых людей выбирает госслужбу.
По данным Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции, на 1 января 2018 года молодежь составляла 24 % административных госслужащих. Больше половины – 53 % – работают в центральных госорганах.
– Самая многочисленная армия – в ЮКО, где быть бастыком традиционно популярно. Также на ситуацию влияет то, что это самая густонаселенная область. Далее по численности госслужащих в возрасте до 29 лет идут Алматинская, ВКО и Костанайская области. Меньше всего молодых чиновников в Кызылординской области и Астане. Больше всего молодых акимов и их заместителей в Алматинской области, – приводит расклад глава НИЦ.
Семья, здоровье и карьера
В шкале ценностей молодых казахстанцев на первом месте находится семья (80,7 % респондентов). Кстати, связывать себя узами Гименея граждане стали в более позднем возрасте: мужчины, например, в среднем в 27,3 года.
Количество браков превышает количество разводов: 193 976 против 28 919 в 2017 году.
Здоровье как ценность указали 52,2 % опрошенной молодежи, дружбу – 28,5 %. Далее в иерархии ценностей расположились любовь (16,2 %), материально обеспеченная жизнь (16 %) и образование (14,8 %). Интересную работу выделили лишь 11,1 % опрошенных, а карьеру и высокое положение в обществе – 6,4 %.
Знания и образование наиболее высоко котируются в ЗКО (30 %), Кызылординской (22 %), Актюбинской (19,4 %) областях и Астане (19,7 %). Душевный покой больше всего ценят в СКО (24,5 %), а вот молодых жителей столицы он интересует меньше всего (1,7 %).
Самые романтичные молодые люди живут в Акмолинской области (26,3 %) и Алматы (24,8 %). Меньше всего этому чувству придают значение респонденты Туркестанской (7,4 %), Кызылординской (8,8 %) и Павлодарской (9,5 %) областей.
Материально обеспеченную жизнь больше всего ценит молодежь северной и южной столиц – 29,9 и 24,8 % соответственно. Карьера и высокое положение в обществе важны для шымкентцев и их ровесников из Костанайской (по 14,3 % респондентов) и Алматинской (10,5 %) областей. Вузеры: почему обладатели грантов не могут найти работу в Казахстане
На основе сложившегося в 2018 году портрета молодежи эксперты разработали рекомендации для госорганов и экспертного сообщества.
– Эффективность реализации молодежной политики зависит в числе прочего от профессиональной подготовки кадров для работы с молодежью. В настоящее время в Классификаторе специальностей и профессий РК нет такой специальности. И этот вопрос нужно решать.
Также в Казахстане реализуется большое количество госпрограмм и проектов поддержки молодежи.
Мы считаем целесообразным провести экспертизу эффективности реализации данных программ, чтобы в дальнейшем проводить более точечную работу с разными категориями молодежи, – резюмировал Талгат Калиев.
АСТАНА