От нашего народа может остаться лишь имя: что произойдет если Казахстан станет исключительно религиозной страной - СМИ

По данным министерства по делам религий и гражданского общества, религиозных взглядов сегодня придерживаются 79,6 процента казахстанской молодежи, причем 10 процентов исповедует их достаточно активно, передает Central Asia Monitor.

Каким станет наше общество через 20-30 лет, когда эти люди будут играть решающую роль в жизни страны? Насколько возможна исламизация страны? Журналисты издания выяснили это у экспертов.

Сержан АМАНОВ, блогер, кандидат биологических наук: Образованная часть населения будет вынуждена принимать мнение необразованного большинства

- Хиджабы, бороды, короткие штанишки – это только атрибуты. К сожалению, в нашей стране они стали символами ортодоксального ислама. На фоне деградации идеологии в Казахстане, которая ведет к падению моральных устоев в обществе, религиозные установки кажутся спасением.

Общество нуждается в наркотике идеологии. Ключевым, с моей точки зрения, является вопрос образования. «79 процентов» – это на самом деле показатель резкого снижения уровня среднего и высшего образования. Кроме того, это первые симптомы религиозного государства, в нашем случае мусульманского государства.

Дойдет до того, что образованная часть населения будет вынуждена принимать мнение необразованного большинства. От политики никуда не деться. Поймите, единственная сила прогресса – в знании, в науке. Только знание может повлиять на ситуацию.

Мадина НУРГАЛИЕВА, политолог: Многие молодые люди хотели бы видеть Казахстан религиозной страной

- Мы провели исследование, результаты показали, что религиозность современной молодежи носит поверхностный характер и практически ничего не значит, кроме конформизма по отношению к традиционной религии. За высоким уровнем религиозности молодежи не стоит осознанное обращение к религии. Большинство молодых людей, причисляющих себя к верующим, не выполняют религиозные обряды и не читают религиозную литературу.

По сути, произошла банализация религии, пропало ее сакральное содержание. Абсолютное большинство «верующих» – выходцы из религиозных семей, где оба родителя либо один из них – верующие. При этом многие молодые люди хотели бы видеть Казахстан религиозной страной.  При всем этом сложно предположить развитие ситуации по предложенному сценарию, учитывая сегодняшнее внимание государства в религиозной сфере.

Канат НУРОВ, президент научно-образовательного фонда «Аспандау»: От нашего народа может остаться лишь имя

- Налицо проявление тренда на дальнейшую исламизацию казахстанского общества в смысле наступления исламизма на светскость нашего государства. Что касается общества, то, думаю, оно будет оставаться светским, прежде всего в силу великостепных традиций.

Вряд ли Казахстан станет теократическим государством, но то, что ислам будет играть в нем определяющую роль, представить вполне можно. Будет неизбежно деформирована та великостепная самобытность, которой мы сегодня гордимся, как наиболее чистые тюрки. Наша гениальная музыка может удариться в чисто восточные переливчатые мотивы, степная раскатистость в ней начнет затихать, пока не умрет. А вместе с ней умрет и дух казахов Алаша.

Станет меньше личной свободы во всем. Доходя до крайности в борьбе с русификацией и иной ассимиляцией казахов, мы можем сами при помощи ислама стереть свою национальную идентичность, потерять былую самоидентификацию. От нашего народа может остаться лишь имя.