Как только наш самолет сообщением Алматы – Санья пошел на посадку, за окнами замелькали жилые дома, отели, стройки, виллы… Такое впечатление, что мы садимся прямо в центр города, среди жилых кварталов. В голове мелькнула мысль: а сможем ли мы тут хотя бы выспаться? Тревоги оказались напрасными. Гул крылатых машин прекрасно перекрывается шумом морского прибоя.
Выбежав на пляж, я ощутила под ногами мягкий, нежный морской песок, настолько чистый, что если повалять в нем мокрое белое полотенце и встряхнуть, то ткань останется белоснежной. О! Как это не похоже на сажу, обволакивающую все в пропитанном смогом Алматы! И лежа на воде в спокойно плескавшемся море, я подумала: наверное, это и есть рай на земле среди пальм и кокосов!.. Хотя столь мирным море бывает не всегда.
Путешественникам, впервые прилетающим сюда, лучше заранее получить представление о тонкостях пребывания в этой курортной зоне. В первый же день еще тепленьких, с туго набитыми кошельками нас повезли на “бесплатные” экскурсии по местным достопримечательностям. В чайный и змеиный домики, акулий музей, салон шелка, на фабрику жемчуга. И тут… надо было сильно стараться, чтобы не отключить свой разум, поскольку умелые восточные коммерсанты, усыпив бдительность коммерческими театрализованными шоу, вмиг раскручивали клиентов на покупку любого товара. Купив пакетик чудодейственного китайского чая за 600 юаней, я даже не подумала, что на наши деньги это целых 15 тысяч тенге!
И все же в Санью люди едут больше на лечение. Не успели мы, проглотив последний кусочек завтрака, выйти на улицу, как у дороги нас окружили зазывалы, наперебой предлагавшие лечение точечным массажем и иглоукалыванием. Местные маги оздоровления работают не покладая рук – с семи утра и до глубокой ночи. Цены на их услуги фантастически разнятся. Туристы, прошедшие курсы оздоровления в государственном центре традиционной восточной медицины, расстались, говорят, как минимум с полутора-двумя тысячами долларов. А кто не испугался частников, работающих на этажах в отелях, отделался одной-двумя сотнями зеленых. Интересно, что и те и другие остались довольны. Видимо, море и солнце помогают здесь при любой терапии.
Здесь же – настоящее изобилие лекарственных средств. Особенно впечатлило шоу на акульей фабрике. У входа клиентов поджидает зубастая мумия настоящей акулы. А внутри девушка-гид, взяв пенопластовые чашечки, проводит эксперимент, в котором пенопласт выступает в роли тех самых холестериновых бляшек и жиров, забивающих наши кровеносные сосуды. В его состав входят те же элементы: водород, углерод, кислород. Чашка, на дно которой был налит акулий жир, при попадании в нее горячей воды сильно вскипела и растворилась от мощного воздействия акульего жира. Этот фокус – наглядное “пособие”, как препарат растворяет жиры, осевшие на стенках сосудов нашего организма. Конечно, алматинские туристы не удержались и выложили за такой товар по нескольку сотен долларов, ведь в Казахстане чистый акулий жир вряд ли удастся сыскать. Позже, правда, кто-то из конкурентов попытался смутить нас: мол, это чистый “развод”. Но… блажен, кто верует…
Особый выброс адреналина все испытали на змеиной ферме от объятий ласкового удава с заклеенной скотчем пастью. Каждый пощупал его шелковистую шкуру и сфотографировался с ним. Здесь же на глазах у туристов мастер-змеелов ловко подцепил за горлышко королевскую кобру и выдоил из нее капельку яда в стаканчик, чтобы продемонстрировать противоядие от местного знахаря. Этот чудодейственный порошок из сушеной желчи кобры, смешанной с целебными травами, спасает человека от укуса любой, даже самой ядовитой на свете змеи. В стаканчик с ядом и водой змеелов добавил снадобье. Почти мгновенно вода окрасилась в черный цвет, затем чернота выпала в нерастворимый осадок. Тут же, несмотря на довольно кусачие цены, все бросились покупать чудесное лекарство, представив, сколько мы токсинов накопили в своих организмах, дыша грязным воздухом Алматы.
Еще каких-то 15 лет назад остров Хайнань был закрытой военной базой. Теперь туризм приносит этой провинции заманчивые доходы. Полным ходом идет строительство фешенебельных отелей и дорогого жилья. Говорят, стоимость квадратного метра здесь доходит до 5 тысяч долларов (для сравнения: в Алматы – около 2 тысяч долларов за кв. м). В Санье – ухоженные чистые пляжи, гладкие дороги, много зелени и цветов. Здесь растут самые вкусные в мире бананы, ананасы, манго, папайя, кокосы и тысяча сортов чая и кофе. Но мы были ошарашены другим – здесь, в тропиках, их выращивают еще и в теплицах! Зачем?..
– В естественных условиях получают 3–4 урожая в год, а в теплицах – до 8–10 урожаев, – пояснила нам девушка-гид.
Божественные плоды по доступным ценам можно отведать, что называется, “не отходя от кассы”. Маленькие сухонькие женщины в широкополых китайских шляпах до ночи носят по пляжу огромные, килограммов по 30 (!), корзины с экзотическими фруктами. И порой во вкус входишь даже не столько от плодов – от самого процесса торговли. Фрукты, жемчуг, да и любой другой товар здесь можно выторговать, сбив цену на треть, а то и вдвое. Главное – не забыть волшебное слово “мини-мини” и нарисовать на песке цифру, за которую вы готовы приобрести товар. Торговка будет яростно спорить с вами, театрально разворачиваться и уходить… Но наберитесь терпения, минут через 10–15 она снова подойдет и отдаст товар за цену, которую назвали вы. И это восторг! От вкусной еды и вашей выдержки! Купив однажды на берегу огромный ананас за 9 юаней, я прикинула: он обошелся мне всего в 225 тенге! (1 юань здесь равен 25 тенге.)
Еще больше приятных минут доставил нам ужин на пляже. Сюда мы пришли, разочаровавшись в ценах и ассортименте ресторана, в котором накануне оставили по 100 юаней (это 2500 тенге). Барбекю на пляже за 30 юаней показалось сказочным. С заходом солнца здесь разворачивают небольшие кафешки с караоке и вкуснейшими блюдами. Какую только живность здесь не зажаривают – несколько сортов некрупных рыбок, скатов, угрей, устриц, креветок, мидий, а еще морские водоросли. Даже обыкновенная кукуруза и баклажаны в соусе мидий, с сушеными приправами и кунжутом приобретают неповторимый и изысканный вкус.
Кое-кто умудрился отведать и утку по-пекински. Хотя вкус ее, как говорят, больше соответствует местной шутке: летала, летала птичка над Пекином и от жары упала на горячий асфальт. Так и получилась утка по-пекински.
Справедлив вопрос: как общаться с китайцами, если они не говорят ни по-казахски, ни по-русски, ни по-английски? Очень просто – на пальцах. Правда, есть еще одна хитрость: вы просите вашего гида написать нужные слова – место или вид товара – китайскими иероглифами и идете в город с этой бумажкой. Только не забудьте написать на китайском название вашего отеля, иначе рискуете не вернуться домой. Ведь ни один таксист или частный извозчик не поймет, где вы живете.
Езда на такси в Санье чрезвычайно дорога, но есть варианты. По городу снуют забавные этажерки на трех колесах и с крышей. Их называют тук-тук. Это могут быть и велосипеды, и мопеды с прицепленной сбоку коляской с деревянным дном. Садясь же в городской автобус, вы должны быть начеку. Даже если надо заплатить за проезд 1 или 2 юаня, а вы подадите купюру в 5 или 10 юаней, то сдачу вам вряд ли дадут. Она тут не предусмотрена. А если, переходя перекресток по пешеходной зебре, да еще и на зеленый свет, увидите несущийся на вас автомобиль, лучше его пропустить, поскольку правил здесь особо никто не соблюдает. Но, как ни странно, в этой неразберихе не видно аварий. Просто максимальная скорость движения здесь 30–40 км в час.
Несмотря на эти мелкие шалости, китайцев называют законопослушными, к чему они приучают и приезжих. Когда однажды ночью мы решили искупаться в море, что здесь запрещено, из темноты тут же вырос охранник с фонариком и заставил вернуться в отель. Мало ли, какая живность из моря выползет или волна накатит. К ночи действительно у кромки воды можно увидеть змей и других небезопасных обитателей.
И еще: море удовольствия мы получили от горячих термальных источников в окрестностях Саньи. Купаясь в кофейной ванне, бассейнах с кокосовым молоком, травяных ваннах с температурой 40–46 градусов, просто плескаясь под горячей струей огромного чайника в джунглях под пальмами и магнолиями, забываешь обо всем на свете. Правда, пройти все 36 (!) ванн нам не удалось – вечерело, зажглись огни, и необычайный парк закрылся.