Потому что никогда не знаешь, что выкинет новичок в следующую секунду. И безжалостная статистика это подтверждает.
С начала года по вине водителей транспортных средств, стаж которых за рулем составляет до 1-го года, зарегистрировано 396 дорожно-транспортных происшествий.
По вине выпускников автошкол погибло 88 человек (это почти в половину больше, чем за аналогичный период прошлого года) и 558 - получили травмы различной степени тяжести.
Ни для кого не секрет, что проблема ДТП - в элементарном отсутствии культуры вождения, пренебрежении Правилами дорожного движения и слабой подготовке водителей.
Складывается впечатление, что процесс подготовки к экзаменам похож на анекдот:
"Грузин сдает экзамен на водительские права. Инспектор его спрашивает:
- Вот едешь ты, дарагой, по горной дороге. Справа - скала, слева - обрыв. Впереди две женщины: молодой и старый. Кого давить будешь?
- Конечно, старый!
- Нэт тэбэ прав, дарагой, тормоз давить надо!".
Юмор, юмором, а все же одной из основных причин слабой подготовки водителей является отсутствие единых учебных программ по подготовке и переподготовке водительских кадров различных категорий, при этом обучение кандидатов в водители транспортных средств производится по программам, содержание которых уже не отвечает требованиям сегодняшнего дня.
Поэтому в начале этого года были внесены изменения в Закон Республики Казахстан "О безопасности дорожного движения".
Теперь Министерство внутренних дел уполномочено определять порядок подготовки водителей транспортных средств. Ранее этими вопросами занималось Министерство образования и науки. Летом была разработана и утверждена новая программа подготовки водителей транспортных средств различных категорий.
Отныне курсантам предстоит изучать новые темы: "Основы управления транспортным средством и безопасность движения", "Вождение автомобиля" дополнены темами "Действия водителя в штатных и нештатных режимах движения" и "Совершенствование навыков вождения автомобиля в различных условиях дорожной обстановки".
Так же программа предусматривает увеличение сроков обучения. Теперь на тему "Оказание первой медицинской помощи" категории "В" предусмотрено 8 часов теоретических и 16 часов практических занятий. А для подготовки водителей той же категории количество часов по вождению увеличено с 30 до 40 часов.
Мне хотелось на собственном опыте убедиться, что количество часов практических навыков увеличилось, и поэтому я обзвонила несколько алматинских автошкол.
В итоге картина складывается следующим образом: теоретическая часть курса обучения занимает два месяца и стоит около 8 000 тенге. Практический курс вождения 10-20 занятий, 600 тенге за час. Хочу отметить, что понятие часа не всегда равняется 60, в некоторых автошколах он равен 45 минутам.
Лидирует по количеству практических занятий Центр водительского мастерства.
За 50 000 тенге, десять дней по 3 часа ежедневно вас будут обучать экстремальному вождению и уверенности в себе.
Получается, что далеко не все автошколы дотягивают до 30 часов практики, а о 40 и говорить не приходиться.
Для сравнения хочу привести таблицу стран, по количеству часов учебных программ категории "В":
Страна | Всего часов | Теория | Практика |
Россия | 238 | 206 | 32 |
Польша | 80 | 60 | 20 |
Норвегия | 68 | 38 | 30 |
Швейцария | 50 | 20 | 30 |
Казахстан | 268 | 222 | 40 |
Казахстан уделяет больше времени на практические занятия. Вот только непонятно почему ситуация на дорогах пока не меняется.
Возможно, проблема увеличения ДПТ на дорогах связана с самим подходом к системе наказания и выдаче водительских прав. В этом отношении интересен опыт зарубежных стан, так к примеру:
В Германии для нарушителей действуют специальные курсы. Тому, кто прошел курс обучения, штрафные баллы снижают. На автотрассах отсутствует скоростной лимит, хотя и не рекомендуется превышать 130 км/ч.
В Австрии в 16 лет уже можно обзавестись водительскими правами, но до того как юному водителю исполнится 17, его обязан сопровождать совершеннолетний пассажир с опытом вождения.
А в США существует система "поэтапных прав", которая подразумевает определенные ограничения для водителей-новичков.
Стоит заметить, что в этих странах количество часов, отведенных на практические занятия, меньше и число происшествий на дорогах тоже.
Скорее всего, такая тенденция связана с культурой поведения на дорогах. К сожалению, в нашем случае само понятие уважение к водителю, пешеходу призрачное. Поэтому, садясь за руль, следует, как минимум, окреститься ремнем безопасности.
Электронный адрес автора: v_nechukhrannyy@mail.ru