Оставшиеся в плену. Правда спустя 70 лет

Прошло 70 лет, но сколько еще жертв той войны продолжают считаться без вести пропавшими, и об их судьбах ничего не известно. Многие погибли в лагерях. Информация об этих людях засекречена, а отношение к ним было неоднозначным…

В редакцию “КАРАВАНА” обратился житель Москвы Григорий СКВОРЦОВ. Он рассказал, что у него есть информация о казахстанцах – узниках лагерей, которая так и не была предана огласке. Родственники этих людей до сих пор считают, что их отцы, сыновья, братья пропали без вести. Григорий передал нам регистрационные карточки из фашистских лагерей с именами казахстанцев, а также рассказал, как они оказались у него и что скрывает до сих пор история Великой Отечественной войны:

 – Я руковожу группой, которая занимается поиском узников нацистских лагерей. 20 лет назад, когда я был еще подростком, мы восстанавливали монастырь в городе Полоцке и случайно нашли останки человека в сапогах, потом около реки обнаружили мину. Тогда вышли в поле с лопатой и обнаружили останки десятков людей – солдат Красной Армии. В результате работы, в которой мы позже принимали участие, было обнаружено 500 тел расстрелянных военнопленных. Оказалось, на этом месте был нацистский лагерь. Мы поставили там памятный знак. Но вскоре обелиск снесли, а останки так и лежали на поверхности. Мы, уже взрослые люди, вернулись на это место и увидели, что никому нет дела. Стали серьезно заниматься этим вопросом. Вели раскопки дальше, сидели в архивах. Выяснили, что на этом месте был расположен лагерь Дулаг-125 и здесь похоронено более 38 тысяч человек. Большая часть из них – бойцы Красной Армии, были итальянские солдаты. Среди погибших в этом лагере оказались и казахстанцы.

На территории Украины, Белоруссии, России находилось огромное количество лагерей, только в одной области их оказалось 17. Они были временными, создавались в спешке, там не было никаких условий. Узники замерзали, умирали от голода. Остальных расстреливали, так как содержать было негде. Это страшные преступления фашизма.

Мы случайно нашли бывшего оператора “Мосфильма”, ему за 90 лет, он побывал в двух подобных лагерях. Он помог восстановить картину прошлого. Из лагеря, который обнаружили мы, нам удалось узнать о судьбе 600 человек.

Наш поиск привел в архив министерства обороны России, там мы нашли документы. Их можно назвать военными трофеями, ведь карточки были получены в результате захвата немецких лагерей советскими войсками. Есть информация по казахстанцам. Мы добиваемся, чтобы все военнопленные, которые в 1945 году были причислены к врагам, а их данные были засекречены, были реабилитированы, среди них тоже были герои, и забывать их нельзя.

Почему огромная часть истории оказалась похоронена в секретных архивах? А тысячи людей, которые ушли защищать родину, просто стерли, словно ластиком, прикрывшись непонятной формулировкой “без вести пропавший”? Почему отношение к людям, которые оказались в лагерях у немцев, сразу было категоричным: “сдался живым в плен – значит предатель”? За жесткой формулировкой стоят горькие судьбы. И там были герои, люди, не предавшие родину, умершие в плену.

–  Восприятие того, что пленный – это автоматически предатель, приводит к забвению сотен и тысяч людей, – говорит Григорий Скворцов. – При этом многие из них до последнего были верны своим идеям, умирали в тяжелейших условиях. Но, конечно, были и предатели. Фашисты занимались вербовкой военнопленных, и многие перешли на вражескую сторону. Эти люди делились на две категории: те, кто надевал нацистскую форму и уходил воевать против своих же, но были и более страшные случаи: когда предатели шли в зондеркоманды и расстреливали военнопленных. Некоторые из таких “перебежчиков” до сих пор живут за границей – в Австралии, Америке. Этих людей тоже никто не разыскивает, им все сошло с рук. На их совести сотни расстрелянных.

Но нельзя всех грести под одну гребенку. Достойных людей было большинство. То, что они погибли, уже говорит о том, что не стали пособниками врага. На большинстве регистрационных карточек обнаружилась зловещая закономерность. Пленные умирали спустя несколько месяцев. О каком предательстве и работе на немцев здесь можно говорить? По фотографиям видно, что это изможденные голодом, холодом люди…

Перед нами карточки десятков казахстанцев, за каждой бумагой – человеческая трагедия. Например, Батьков Филипп Николаевич, алмаатинец. 4 июля 1942 года попал в плен, а уже 7 ноября умер…

Все карточки на немецком языке, разобрать почерк того, кто заполнял, непросто.

– В карточках много информации, там указаны данные пленного, его рост, вес, к некоторым даже прикреплены фотографии, есть отпечаток пальца, в дополнительных сведениях указывали иногда членов семьи. Также место, где взяли в плен, дату и причину смерти, – поясняет Григорий.

Мы взяли алма-атинские адреса, указанные в карточках, и отправились по городу в поисках родных и близких военнопленных. Приехали на улицу Талгарскую, там сейчас уже другие строения, но один из жителей рассказал, что буквально на днях приезжала бабушка с внучкой, которая показывала дом, где проживал этот военнопленный. Люди до сих пор пытаются что-то узнать. Хочется надеяться, что наши сведения дадут кому-то возможность восстановить потерянное прошлое.

На документах, которые мы собрали, стоит метка архивов 1947 года.

– Все находилось в секретных списках КГБ. Потом ее держали в архивах министерства обороны России, гриф секретности уже сняли, а отправить извещения родным и близким о гибели солдат так и не удосужились, – говорит Григорий Скворцов. – Наша цель – найти родных и близких по этим данным. Но на самом деле  проблема глубже. Решать ее надо на уровне правительств наших стран. Дело в том, что до сих пор у нас нет документов по всем военнопленным. Ведь были лагеря и на территории Германии, туда сотни тысяч пленных согнали. Эти данные находятся в Германии, они не засекречены, но Россия и Казахстан не подписали до сих пор конвенции по обмену списками военнопленных. Это надо сделать. Ведь мы теряем историю.

Другая проблема – на месте бывших нацистских лагерей – в основном на Украине, в Белоруссии, России – сейчас строятся разные объекты. Мы пытаемся отстаивать эти земли, чтобы на них были воздвигнуты памятники, чтобы люди там могли собираться почтить память о своих близких.

Списки военнопленных из Казахстана, которые оказались в редакции “КАРАВАНА”

* Хабибуллин Кабир Галимович, Северо-Казахстанская область, Кокчетавский район, город Кокчетав, улица Пролетарская, 81. Умер в лагере в январе 1942 г.

* Размулдин Мухамбет, Западно-Казахстанская область. Умер в лагере 15 июня 1942 г.

* Рыков Николай Андреевич, 1911 года рождения. Из Южно-Казахстанской области, город Чимкент. Погиб в шталаге-352, 26 февраля 1942 г.

* Репич Михаил. Из Актюбинской области, Рузаевский район. Умер в лагере 8 ноября 1942 г.

* Пубков Виктор, родился 29 ноября 1912 года. Восточный Казахстан, район Кировский.

* Перепелица Григорий, из Павлодарской области, Бескорочайский район. Умер в лагере 31 августа 1942 г.

* Кукенов Джанабай, 1921 г. р. Южно-Казахстанская область, село Аманжар. Умер в лагере 15 июля 1943 года.

* Зайцев Дмитрий Викторович, 1919 г. р. Восточно-Казахстанская область, Катон-Карагайский район, село Медведка.

* Николаев Александр, 1897 г. р. Алма-Ата, ул. Саранская, 14. Умер в лагере 19 июля 1943 г.

* Кыстыкбаев Адиль, 1904 г. р. Алма-Ата, Фрунзенский район. Умер 31 июля 1943 г.

* Винников Артем Антонович, жена Мария Осиповна. Северо-Казахстанская область, Приишимский район, деревня Вознесена. Умер в шталаге № 24 24 ноября 1942г.

* Янков Дмитрий, 1921 г. р. Мать: Мария. Восточно-Казахстанская область, Зырьяновский район. Умер в 1943 г.

* Моисеев Николай, родился 22.05.1913 г. Восточно-Казахстанская область, станция Шемонайка, улица Ленина. Умер в шталаге № 22.

* Секиров Керим, Павлодарская область, Куйбышевский район.

* Паштемцев Дорбай Мансарович, Южно-Казахстанская область, Келесский район, село Мактама.

* Усембеков Джанкуша, 1923 г. р. Южно-Казахстанская область. Умер 22. 03. 1943 в шталаге № 22.

* Мусдбаев Симбай Джумагулович, Семипалатинская область, колхоз Кугам-Берлик, деревня Каштын. Умер 23 февраля 1944 г.

* Мамидянов Увертай, Семипалатинская область, Абаевский район. Умер в 1942 г.

* Джумангазиев Адляр, Западно-Казахстанская область, Каратюбинский район. Умер 14.12.1942 г., в шталаге  № 22.

* Черемисов Федор, 1907 г. р. Семипалатинская область, Кокпектинский район. Умер 4.07.1942 года, в шталаге № 23;

* Калинкин Петр Васильевич, Алма-Ата, улица Максима Горького, 12. Жена Валентина. Умер 19.10.1942 г.

***

Согласно имеющейся статистике, количество советских пленных в фашистских лагерях составило 6 000 000 человек. Из них 800 000 освобождены и остались в Западной Европе, миллиону советских граждан удалось вернуться на родину. От голода, холода и непосильного труда в лагерях умерли миллионы граждан СССР – солдат и офицеров.

***

Из обращения родственников военнопленных и общественных организаций к министрам обороны России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана:

“Просим Вас поручить военкоматам совместно с органами власти на местах провести специальную акцию по рассылке извещений гражданам Казахстана, России, Беларуси и Кыргызстана о гибели их родственников в фашистском плену на основе данных архивов ваших министерств. Чтобы заменить извещение о том, что этот человек “пропал без вести”, на извещение о том, что он является погибшим в плену с 1941 по 1945 год. Огромный массив сведений об этом хранится в архиве министерства обороны России, архивах других стран СНГ, в США, в Германии и в государствах Европы”.