Останови меня, если сможешь!

Далеко не всякий подросток может ответить грубостью на грубость. Жестокостью на жестокость. А кто в 16 лет может забыть и простить несправедливую обиду и унижение?

Самые отчаянные встают на тропу войны со всем миром.

Другие убивают себя. И своей смертью объявляют миру взрослых протест! Свое несмирение и несогласие.

Очень редко их удается остановить, удержать от рокового шага.

Молчание ягнят

Это случилось в поселке Актау. Данил – любимый сын, отличник, с которым не было проблем ни у родителей, ни у педагогов, покончил жизнь самоубийством. Родители работали, и Данил оставался дома один. Мать не могла дозвониться сыну. Встревоженная при первой же возможности побежала домой. И увидела страшную картину. Данил соорудил петлю из пояса от спортивного кимоно и шагнул в пустоту.

Родители были в шоке: что толкнуло сына на этот страшный шаг? Возможно, ответ знают одноклассники? Под строгими взглядами учителей дети недоуменно пожимали плечами. Но в доверительной беседе все называли одно имя. Из осколков рассказов выстроилась картина: Данил не захотел дальше терпеть унижения, оскорбления и насмешки местного школьного тирана. По рассказам подростков, он терроризировал всю школу. Его даже учителя побаиваются. Особенно он доставал таких, как Данил, – благополучных отличников.

Родители не обращались в полицию. Связь между школьной “дедовщиной” и самоубийством доказать практически невозможно.

Другая трагедия надолго запомнилась балхашцам. Вилена любили все – одноклассники, учителя. Ну или почти все. В школах работают живые люди, которые не могут любить всех. Завуча по воспитательной работе Вилен раздражал. Не нравился ей этот воспитанный тоненький мальчик. Не нравились пышные волосы, может, чуть длиннее, чем того требовали ее вкусы. Не нравилась молчаливая настороженность, с которой он выслушивал ее замечания. Вилен немного заикался, и это ее тоже раздражало.

В тот трагический день в гимназии репетировали концерт, готовились к встрече высоких гостей. Вилен декламировал стихи. В разгар репетиции в класс вошла завуч. При виде свого гонителя мальчик никак не мог сосредоточиться и прочесть так, как читал минуту назад. И завуч разразилась язвительной речью: “Кто только придумал тебя в концерт включить! Ты же тормоз!”. Одноклассники и учительница не решились вступиться. Вилен выбежал из класса. Больше живым его никто не видел.

Родители подали в суд. И суд состоялся. Завуча… отстранили от преподавательской работы на целых три года. Сейчас она работает в той же школе. В библиотеке. Надо полагать, через три года вернется в классы.

Берегите мальчиков!

Дана Ахметова, помощник прокурора Карагандинской области:

– У нас неблагополучная растущая статистика. В 2006 году было зарегистрировано 53 случая попытки суицида подростками. За семь месяцев нынешнего года – 133! Максимальная активность – среди подростков 15–18 лет. И в основном это мальчики. В большинстве “девчачьих” случаев причина – несчастная любовь. Причина суицида мальчиков почти всегда остается невыясненной. Они прыгают с высоты, вскрывают вены, накидывают петлю на шею. И чаще всего погибают.

Вот так статистика сузила круг риска до минимума.

Счастье – это когда тебя понимают

Руслан Романович, консультант­психотерапевт анонимной службы доверия “Сеним” (круглосуточный телефон в Караганде 8(7212) 77­38­36):

– Анализируя причины подростковых суицидов, становится горько и досадно: дети уходят из жизни, не найдя выхода из простой ситуации, из­за незначительных конфликтов. Порой достаточно просто поговорить с подростком, чтобы оттащить его от последней черты раз и навсегда.

Мы работаем в Караганде с 1996 года. И все эти годы остаемся единственной службой, куда может обратиться человек в критической ситуации. А ведь один звонок, один разговор могут снять напряжение.

Есть особо опасное время суток, самый пик тревоги и страха – 3–5 часов ночи. В это время обостряются все чувства, снижается самокритика. Очень тяжело, если рядом нет никого. Но если есть телефон – у человека остается шанс.

Что толкает подростка в петлю? Часто характерные для этого возраста отношенческие вещи: любовь и ненависть, ссоры и конфликты. Но все­таки главное – конфликт с миром взрослых, непонимание и непринятие этого мира. Подросток – это просто ребенок внутри большого тела. Мир взрослых для него – мир непонимающих его людей.

Городские экстремалы

Наталья Усачева, доктор философских наук, профессор:

– Как ни странно, чем благополучнее ситуация – тем она опаснее. Чтобы понять всю прелесть жизни, оценить ее неповторимость и уникальность – нужно пройти через трудности, через испытания. А когда все блага даются без усилий, без напряга, как приложение к жизни, то ценность самого факта жизни ослабевает. Самый высокий процент суицидов среди подростков наблюдается в высокоразвитых странах Скандинавии.

У нас ситуация тоже ухудшается. Это связано с ростом благосостояния в том числе. Нашей стране, нашим городам и селам нужны бесплатные клубы по интересам, спортивные секции, мощные турбазы, скаутские лагеря. Их должно быть много, очень много, разных и везде, на все вкусы и возможности. Чтобы подросток натыкался на них буквально на каждом шагу.

Этим летом мы провели эксперимент. Мама­художница с очень скромным достатком задалась целью найти для своего сына­подростка занятие на лето. Всего лишь два условия: бесплатно и интересно мальчику. Мы вместе с мамой рыскали по всему городу, обзванивали все возможные адреса и инстанции. И ничего не нашли! Мальчишка так и пробегал все лето во дворе с такими же неприкаянными пацанами. А мальчишки, предоставленные сами себе, не пойдут в убогий дворовой клуб вышивать крестиком. Они объединятся и пойдут прыгать с крыши на самодельном парашюте, найдут экстремальное занятие на грани жизни и смерти, чтобы проверить себя, поверить в себя.

Это реакция на цепь событий. Хорошо, если она выльется в экстрим, а не в петлю.

Инопланетяне среди нас

При подготовке этого материала мы выслушали многих специалистов, ученых и практиков, пригласили к разговору детских психологов, педагогов. И в пылу благих намерений едва не забыли о главном герое. Но 16­летний представитель того самого мира, который мы собрались спасать, не захотел говорить с нами. “Пустите меня за ваш компьютер, – сказал он, – и я вам объясню, почему подросток лезет в петлю”.

…Через полчаса он встал. А в компьютере остался текстовый файл, который назывался “Инопланетяне среди нас”.

Приводим его полностью. Без купюр. Мнение главного эксперта.

“Сколько в мире взрослых, которые понимают подростков? Не трудитесь считать: таких нет. Все мы с одной планеты, но наступает период, когда взрослые вступают в контакт с абсолютно новой расой – подростками.

Знаете, какой праздник меня больше всего умиляет? День защиты детей! От кого и кто нас защищает? Вот тут говорят: от конфликтов. Но ведь сама жизнь – конфликт. Рождение ребенка – конфликт слабого тела и окружающей среды. Начиная мыслить, человек вступает в пожизненный конфликт с самим собой. Конфликт желаний и обязанностей. Конфликт стремлений и возможностей. Конфликт мечты и реальности. Как взрослые могут уберечь детей от этих конфликтов? Конфликты с ровесниками в школе? Как могут взрослые защитить подростка от того, о чем не знают и знать не хотят? Они ведь не хотят знать, что в школе сегодня группировки, прессинги. Что самые слабые становятся изгоями. Что учителя на это смотрят сквозь пальцы. Почему? Им страшно. Лучше иметь одного изгоя в большом классе, чем самому стать изгоем. Изгои часто кончают больницей, колонией, психушкой и даже кладбищем.

Вы спрашиваете, почему ребенок кончает жизнь самоубийством? Никогда вы этого не поймете! Потому что ошибка уже в постановке вопроса. В том­то и дело, что не ребенок. И даже не подросток. Взрослый. В петлю сунул голову уже абсолютно взрослый человек, который взвесил все “за” и “против”.

Сказки про хороших родителей – всего лишь миф, который придумали сами взрослые. Страдающему подростку приходится принимать решения самому. Чем могут помочь родители? Разве что пожаловаться на других родителей. Разборки родителей пострадавшего и обидчика – крикливы, поверхностны и глупы. Поняв это, подросток отказывается от помощи взрослых и начинает жить по­своему. Ну раз ты такой умный – сам и разбирайся, обижаются взрослые. И успокаивают себя: у него переходный возраст.

Большинство подростков переживают этот период. С помощью Интернета, увлекательного дела, спорта, настоящих друзей или все­таки родителей. Но что делать тем, кто не нашел друзей, у кого нет Интернета? У кого родители даже не пытаются понять проблем своего сына? Этим – дорога в иной мир. В прямом и переносном смысле. В критический момент кто­то сунет голову в петлю. А кто­то начнет творить иной мир, свой. В стихах или в штрихах. Карандашом или ручкой. Подросток окружает себя и свой мир чем­то более крепким, чем каменная стена.

Теперь вы подумаете, что все подростки на Земле – мученики? Нет! Огромное число подростков живут счастливой и беззаботной жизнью. Не задумываются о бесконечности мироздания и прочей ерунде, а чтение книг считают извращением. Просто плывут по потоку общего сознания. Живут всем самым современным, модным, “реальным”. Из таких обыкновенных подростков потом вырастают обыкновенные взрослые, которые работают, спят, едят, заводят семью. В общем, заставляют нашу планету крутиться.

А из подростков, которые прошли через непонимание, раннее взросление, нашли в себе силы перешагнуть через смертельную петлю, вырастают другие взрослые, которые не спят, почти не едят, семьей считают холст и кисть. В общем, заставляют нашу планету замирать от восторга…”

Lasts_ of_ Prof

16 лет. Найди меня в Интернете!”

Татьяна Тен, Караганда