Особенности национальной электронной биржи труда - мнение эксперта

– На самом деле портал работает с 2013 года, – сказал г-н Аргандыков. – В августе – сентябре многое обновили, но не все еще работает. Многое надо добавить. Не бросайте трубку, пожалуйста! Сейчас я прямо при вас зарегистрируюсь и в качестве работодателя, и в качестве соискателя работы. Подождите (слышу в трубке, как он яростно молотит по клавиатуре)

Рынок труда – рынок обмана?

Накануне прочитал: в Алматы задержан мошенник, который кинул почти сотню казахстанцев, обещая им работу в Южной Корее с ежемесячным окладом в 2 500 баксов. Не первый такой “корейский” случай. Во вторник же задержан глава управления труда Павлодарской области – за взятку. В управлениях и департаментах занятости за последние 5–6 лет столько народу было наказано и посажено (насчитал почти две сотни, потом бросил), что стало страшно: а кто будет помогать безработным? И почему народ не верит местным властям?

Да потому, что за это время там и приписки, и хищения, и пристраивание на работу вполне работающих родственников, и “мертвые души”, и создание мифических рабочих мест “по предварительному сговору группой лиц”. В итоге казна за несколько лет реализации госпрограммы “Дорожная карта занятости-2020” потеряла от 2,7 до 3,6 миллиардов тенге. И не все они вернулись в закрома родины.

Мой товарищ и коллега из Аркалыка Мухтар несколько месяцев пытался устроиться в Алматы. Обзвоны, рассылки, резюме. И собеседования, похожие на допросы с пристрастием и унижением: как часто пьете? Когда ложитесь спать? Где училась ваша жена? Почему галстук такого цвета? Зачем в таком возрасте приехали в Алматы? Почему вы не смогли реализовать себя на родине?..

Два года назад Президент Нурсултан НАЗАРБАЕВ поручил кабинету министров активизировать работу по созданию “электронного правительства”. В том числе в сфере трудоустройства. Потому что “ДКЗ-2020” провалилась и по финансам, и по факту. Министерство труда и соцразвития сообщало о 800 тысячах – безумная цифра – трудоустроенных. А сколько реально нашло работу? Правый берег, полагаю, далек от реальных цифр…

Виртуальная реальность

– Сергей, я зарегистрировался! – в телефоне победный голос Даулета Аргандыкова. – И как работодатель, и как соискатель. Все работает. Конечно, еще много надо сделать, чтобы объединить на одной площадке многие информационные системы, напрямую связать спрос и предложение. Чтобы рядовой гражданин не топал ножками в центр занятости. Чтобы работодатель, который нашел себе нужного работника, вовремя закрыл открытую вакансию на сайте. Тогда наша база данных будет “живой”.

– А вы пока не видите общую картинку по работодателям и соискателям?

– Только по отдельным показателям: профессиям, регионам. А нужны полные данные, чтобы люди не кота в мешке брали. Чтобы была вся информация по претенденту, чтобы при выборе из 5–10 человек работодатель не с каждым “вручную” разговаривал.

– Даулет Рашидович, а как можно отследить эффективность сайта? Сколько человек удалось трудоустроить?

– Пока нет. Есть возможность потом отслеживать, например, по пенсионным отчислениям. Кстати, у нас много частных рекрутинговых контор и агентств занятости. Мы готовы предоставить им нашу площадку.

– В чем тогда их выгода?

– Они же продают своих клиентов работодателям! Всем здесь выгода. И нам это поможет видеть всю картину на рынке труда: и в разрезе профессий, и в разрезе регионов, и в компетенции соискателей. Даже в прогностике.

– Зайти на портал сегодня может не всякий гражданин республики. А Интернет в глубинке…

– Понял. Есть информационная система “Рынок труда”. В ней раздел “Автоматизированное рабочее место акима сельского округа”. Человеку не надо ехать в райцентр – надо обратиться к акиму, тот введет его данные в систему. Этого кандидата можно будет идентифицировать по базе данных физлиц – его стаж, социальный статус. Хотя согласен: интернетизация не во все регионы проникла.

– А будет ли сельский аким интернетизировать своих безработных? Морока же ему.

– Будет! Он тоже часть механизма “электронного правительства”...

По словам г-на Аргандыкова, в основу портала лег опыт многих стран – от Сингапура и Малайзии до Канады. Но учитывались в первую очередь отечественные реалии. К апрелю – маю на сайте должны появиться профориентационные направления, чтобы люди знали, где, как и почем можно повысить свою квалификацию. Ну и ролики, из которых станет понятно, где и сколько человек может заработать, если у него есть определенные навыки, стаж и амбиции. Сегодня Центр развития трудовых ресурсов пока только обговаривает эти опции с НПП “Атамекен”.

Когда заработает, видимо, все управления и департаменты занятости можно списывать в архив. А уволенным сотрудникам искать новое место работы на enbek.kz. То есть оказаться на другой стороне баррикад.

К слову, сегодня этот портал один из самых посещаемых в республике – более миллиона посетителей, которые ищут и предлагают работу.

Алматы