Особенности национального туризма

Тема получения прибыли с туризма возникает регулярно. В Казахстане с 1991 года у него было даже свое совместно с физической культурой и спортом министерство, которое сейчас усохло до размера комитета индустрии туризма в министерстве культуры и спорта (МКС). Однако за 26 лет своей деятельности чиновники так и не сумели убедить иностранцев везти к нам свои туристические доллары. Да и сами казахстанцы, не отрицая красот отечественной природы, лето предпочитают проводить за бугром. И не только те, кто “свихнулся” на путешествиях. Семейные пары с детьми неустроенному быту Алаколя или Борового предпочитают курорты той же Турции. “Съездить в Турцию или Эмираты дешевле, чем на Алаколь и другие зоны отдыха”, – раскрыл секрет Полишинеля министр культуры и спорта Арыстанбек МУХАМЕДИУЛЫ.

Снять чистое и уютное бунгало вблизи Средиземного моря в Турции можно без проблем за 50 долларов (16 000 тенге по курсу Нацбанка) в сутки, в то время как в Казахстане такой же формат стоит порядка 24 000. Питаться в Турции тоже не дороже, особенно на фоне постоянно дорожающих у нас продуктов, овощей и фруктов. Эскимо – одна лира (90 тенге по курсу Нацбанка), килограмм картофеля, моркови или помидоров – по три лиры.

Главный же плюс зарубежных курортов – это сервис. В странах, озвученных нашим министром, понимают, что чем комфортнее будет чувствовать себя клиент, тем больше вероятность его повторного приезда. В Казахстане всё иначе: с отдыхающего нужно содрать побольше. Ведь возьмешь мало, а он, неблагодарный, в следующий раз появится в соседнем пансионате.

Разрабатывая концепцию развития туристской деятельности в Казахстане, ее авторы пошли по пути английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса, который утверждал в пику “отцу мировой экономики” Адаму Смиту, что “предложение порождает спрос”.

“Конечно, всех возмущает, что у нас высокие цены. Когда будет больше предложений, стоимость упадет”. Это снова Мухамедиулы. По его мнению, концепция поможет увеличить предложения от туристических компаний Казахстана, и их стоимость будет снижаться. Действительно, сначала нужно понастроить отелей и домов отдыха, а потом ждать наплыва посетителей. И это при прежнем сервисе. Да и в снижение стоимости услуг как-то не верится: это сегодня-то, когда цены и тарифы растут как на дрожжах. Причем укрепление тенге и подорожание нефти никак не отражается на замедлении этой динамики. Конкуренция, вопреки утверждениям разработчиков конвенции, не снизит стоимость услуг, скорее, приведет к банальному ценовому сговору.

Впрочем, согласно цифрам, с туризмом в Казахстане не все так плохо. В 2016 году республику посетило 6,5 миллиона иностранных гостей. Что любопытно, 90 процентов из них – граждане России, Узбекистана, Киргизии, Таджикистана.

Ну с россиянами ясно – у многих наших соотечественников родственники живут в соседней стране. Но где вы видели туристов из государств Центральной Азии: катающихся на горных лыжах на Шымбулаке жителей Таджикистана или сплавляющихся на лодках по Чилику граждан Узбекистана? Цифры получаются красивыми, если любого въезжающего в страну иностранца считать туристом. Пусть он даже едет транзитом на заработки в Россию.

Всемирный экономический форум разработал Индекс конкурентоспособности путешествий и туризма. Так вот в нем Казахстан занимает только 81-е место среди 136 стран. Из всех туристических проектов самым удачным может стать, пожалуй, ЭКСПО. Однако каждый раз для привлечения иностранных гостей вбухивать запредельное число денежных знаков не выдержит ни одна экономика.

И да, Мухамедиулы пообещал в следующий отпуск поехать на Алаколь. А говорят, что госслужащие мало зарабатывают.

Алматы