"Осквернить подвиги фронтовиков не позволю никому!": казахстанка проследила боевой путь своего деда

– Настя, как пришло решение отследить боевой путь деда? И можно подробнее рассказать о нем?

– Дело в том, что дедушка Абен почти ничего не рассказывал о войне, щадил, что ли, своих детей и внуков. То, что воспоминания были не из легких, мы понимали, когда он плакал под песни о Великой Отечественной. Спокойно не мог их слушать. Он на дух не переносил даже немецкую речь.

Абен Ахметов – командир роты связи. В 1939 году был призван в армию, участвовал в боях с финнами. О финской войне он рассказывал страшные вещи. Когда они отступали к Ладоге, то пробирались через укрепления белофиннов. И, чтобы тихо пробраться через окопы, полные солдат, вперед пустили маленький отряд из азиатов – казахов, таджиков, узбеков. Почему-то считалось, что они более юркие, умели бесшумно двигаться. Задача была вырезать финские патрули как можно тише. Дед говорил, что не помнит, скольких врагов он тогда лишил жизни, память вытеснила эти страшные моменты. Когда подошли к Ладоге, его шинель была тяжелая от крови врага. Часть его отряда быстро села на корабль, который был тут же взорван противником вместе с солдатами на глазах у деда. Они отошли к Валааму на 2-м корабле и остались живы. Три дня передышки на монастырском острове, и дальше – переброска к Ленинграду, Невский пятачок и т. д.

– С чего вы начали свой поиск?

– Я зашла на сайты – Подвиг народа.ру и Память народа.ру. Перерыла их вдоль и поперек. Оказалось, что там выложены уникальнейшие документы. Без особого труда я нашла и прочла дневник полка. То есть подробный отчет, что происходило. Прочитала, с кем служил мой дед Абен, что это были за люди. Надо сказать, удивительные люди. Меня поразила снайпер Римма, она начинала в 1939 году санинструктором. Подробно написано, сколько фрицев ежедневно убивает эта бесстрашная женщина, описываются даже рукопашные бои, в которых ей доводилось участвовать. Собранный, дисциплинированный и отважный боец. Удивил тот факт, что даже в самом начале войны, когда всё было особенно страшно и жёстко, у солдат были праздники – 7 ноября и т. д. Были концерты, выступления, какие-то особенные ужины.

– Что удалось узнать?

– Было очень ценным узнать боевой путь полка. Какие города освобождали, это важно, потому что, зная, сопоставляешь с редкими рассказами деда, и всё складывается в единый пазл. Где дед получил тяжелые ранения, где совершил свои подвиги, за которые был награжден.

Хочу снять фильм о деде

– Как вы изменились сами после этого поиска?

– На меня огромное впечатление произвела информация, которую я нашла. Это изменило меня полностью. Я выучилась сценарному мастерству, сейчас осваиваю режиссуру в мастерской Амира Каракулова в киношколе “Сталкер” и хочу снять фильм в память о своем дедушке, и он будет снят.

Я, конечно, сохранила всю найденную информацию, систематизировала ее. Рассказала детям обо всём, что мне удалось выяснить. Они слушали с открытыми ртами, в каких боях, в каких наступлениях принимал участие их дед Абен Ахметов, какие подвиги совершил, за что имел награды. Каждый подвиг бойца подробно описан в архивных документах, сканы которых выложены на этих российских сайтах. Каждый скан мной бережно сохранен в облаке. Это некое сакральное свидетельство героизма в нашем роду. Невероятное чувство гордости, что это наш предок. Встреча внуков двух друзей, погибших в одном бою в 1945-м, растрогала казахстанцев

Я нашла информацию и о других родственниках-фронтовиках, их пятеро – это братья бабушек и дедушек с маминой стороны, Блоха Иосиф, Улезко Тимофей, отец бабушки Бибигуль – Жакеев Тапа. Дедушка моих детей по мужу – Курман-Али Балфанбаев, командир танкового взвода, проявил невероятный героизм при обороне городов Невель, Новые Луки. Память о них будет сохранена, о каждом из них! Я нашла, где похоронен Иосиф Никитович, в какой братской могиле, в каком селе, даст бог, съездим, возложим цветы. Героями не разбрасываемся!

Искать везде

– Что посоветуете тем, кто хочет отыскать своих родных – фронтовиков? С чего им начать?

– Нужно для начала постараться найти информацию о фронтовике на этих сайтах, а потом уже задавать вопросы в группах поисковиков, кто занимается перезахоронением братских могил, поиском погибших.

– 9 Мая для вас – праздник со слезами на глазах или день скорби?

– Однополчане, которые называли деда Абен Иваныч, приезжали к нему в Темиртау после войны, вспоминали погибших товарищей, праздновали Победу. Для моего деда это был величайший праздник со слезами на глазах. Для меня лично и моей семьи это самый большой праздник из всех возможных. Я, когда пытаюсь осмыслить умом, через что пришлось пройти нашим дедушкам, бабушкам, ради нас, ради нашей мирной и свободной, комфортной жизни, то просто ком в горле появляется. Как может просто человек такое вынести?! Огромные сомнения у меня насчет нашего поколения, достойны ли мы тех лишений, того неимоверного Подвига?! Смогли бы мы хотя бы на десятину быть такими же храбрыми и несгибаемыми?!

Для меня то поколение, фронтовики, сродни супергероям.

Образец нечеловеческого, сверхъестественного, бесконечного и бескорыстного ежедневного героизма. Каждая минута их жизни была им пронизана не только на фронте, но и тогда, когда они потом страну поднимали.

– Как относитесь к попыткам предать забвению Великую Отечественную войну?

– Я считаю таких людей предателями и манкуртами, плюющими в своих героических предков, в их кровавые раны, в их медали и ордена. Я называю таких людей “недоабажурами”. Памятники Великой Отечественной и память о фронтовиках лично я буду защищать до последнего своего вздоха, и своих пятерых детей я воспитываю в том же ключе. Это принципиальный момент. По-другому быть не может. Осквернить подвиги моего деда и еще полумиллиона фронтовиков-казахстанцев не позволим никому! Наши фронтовики не менее ценны для становления казахского народа, его духа, его гордости, доблести, чем батыры Казахского ханства, противостоявшие джунгарским ордам, или чем казахи, воевавшие с Наполеоном или в русско-турецкую, или с Кокандом. Более того, я считаю: в Казахстане должен быть отдельный огромный музей, как в Минске, или в Киеве, или в Москве, посвященный Великой Отечественной. Огромное упущение, что до сих пор такого музея нет! Он очень нужен для нашего поколения и для будущих!

АЛМАТЫ