О чем и заявила вице-министр труда и социальной защиты населения РК Назгуль Сагиндыкова в ходе круглого стола на тему «Улучшение качества жизни, формирование нового социального контракта между государством, бизнесом и гражданами»
Во-первых, по ее словам, предусматривается углубление цифровизации социальной сферы, обеспечивающей переход от используемой сегодня заявительной формы оказания социальных услуг к выявительной форме и проактивному формату их предоставления.
Во-вторых, ответственность за социальное обеспечение граждан теперь будет возлагаться не только на государство, но и на работодателей, и даже на самих казахстанцев. Причем эти обязательства будут реализованы в рамках нового социального контракта.
В-третьих, меры по развитию системы социального страхования будут направлены на стимулирование продуктивной и формальной занятости.
- При разработке нового Социального кодекса нами был изучен международный опыт, и за его основу взята структура Социального кодекса Евросоюза, но с учетом специфики нашей страны, - пояснила вице-министр. Попутно она сделала акцент на пяти основных новеллах документа.
По ее словам, первая новелла – это Цифровая карта семьи, которая будет формироваться на основе данных из всех действующих информационных систем госорганов. Главной целью ее внедрения станет обеспечение равного доступа казахстанцев к системе государственной поддержки.
- В Кодексе мы обозначили это как инструмент для определения среднесрочных и долгосрочных задач и направлений социальной политики. Также данная карта будет своеобразным электронным уведомителем, информирующим людей о полагающейся им государственной поддержке, исходя из социального статуса и степени благополучия членов семьи. Уведомление будет направляться каждой семье в виде SMS-сообщений центральным государственным органом. Пособия и выплаты гражданам будут назначаться в проактивном формате на основе данных, имеющихся в информационной системе, – заявила Назгуль Сагиндыкова.
Вторая новелла – это усиление адресной социальной поддержки, которое предусматривает сначала адресные меры для упреждения социальных рисков, и только затем адресную помощь, направленную на борьбу с последствиями социальных рисков. Необходимость оказания адресных мер также будет выявляться на основе данных, полученных из цифровой карты.
При этом в Социальном кодексе будут предусмотрены дополнительные меры социальной поддержки семей с детьми. Кроме того, черта бедности для назначения адресной социальной помощи будет определяться медианным доходом вместо прожиточного минимума.
Напомним, что прожиточный минимум обеспечивает физиологическое восстановление человека, а медианный доход – это средний прожиточный минимум, покрывающий фактические потребительские расходы населения в целом.
Таким образом, по словам Сагиндыковой, «с 2025 года адресная социальная помощь будет предоставляться гражданам, имеющим доходы ниже среднего медианного, и вместе с адресными мерами это позволит обеспечить семьям возможность выхода из трудной жизненной ситуации».
Третья новелла – это трансформация системы социального обслуживания, главная цель которой – повышение доступности специальных социальных услуг для лиц с инвалидностью.
- Нами предусматривается вовлечение членов семей в оказание услуг лицу, имеющему инвалидность. Родственники будут оформляться в качестве индивидуальных помощников с соответствующей оплатой труда и социальными отчислениями.
Кроме того, предусматривается наделение новыми полномочиями комиссий по порталу социальных услуг, созданных при местных исполнительных органах, таких как прием и рассмотрение в течение 5 дней заявления о некачественном товаре или услуге, направление заявления поставщику и контроль его исполнения, принятие решения о включении в список недобросовестных поставщиков.
Четвертая новелла коснется системы социального страхования и такого важного аспекта, как пенсионное обеспечение граждан.
- Действующая в Казахстане система страхования по пяти социальным рискам соответствует международным стандартам и реальным экономическим условиям, и она будет сохранена, но поменяется ее целевая задача. Система будет направлена не только на осуществление социальных выплат, но прежде всего на стимулирование легальной занятости для повышения уровня социальной защищенности формально занятых граждан, – сообщила вице-министр.
При этом главным трендом изменений станет участие в системе социального обеспечения государства, работодателей и работников, усиление взаимосвязи между стажем участия в системе и размерами социальных выплат, поэтапное увеличение пенсионных и социальных выплат работникам, своевременно перечисляющим социальные взносы.
- Например, с этого года гражданам, потерявшим работу, в соответствии с периодом уплаты взносов предусмотрены выплаты из Государственного фонда социального страхования в размере 45 процентов от прежнего дохода сроком до 6 месяцев, – отметила Назгуль Сагиндыкова.
Говоря же об изменениях в системе пенсионного обеспечения, предусмотренных в Социальном кодексе, вице-министр сообщила, что «в ближайшие 5 лет для действующих пенсионеров будет увеличена базовая пенсия». Также размер максимального дохода, используемого для расчета размера трудовой пенсии, будет увеличен с 46 до 55 месячных расчетных показателей, или до 70 процентов в зависимости от средней заработной платы. А для будущих пенсионеров, формирующих пенсию за счет собственных накоплений, с 1 января 2024 года будут введены дополнительные пенсионные взносы работодателей.
Кроме того, расширятся права вкладчиков по управлению своими активами, и теперь пенсионные накопления выше установленного порога достаточности граждане смогут тратить не только на лечение и приобретение жилья.
При этом не более 50 процентов пенсионных накоплений, оставшихся после изъятия, или от всей накопленной суммы, вкладчики смогут передать в частное управление путем выбора компании по управлению активами. Но государственная гарантия сохранности пенсионных накоплений будет распространяться только на ту часть накоплений, которой управляет Национальный банк.
И, наконец, пятая новелла будет призвана осуществить новые подходы в сфере обеспечения занятости населения, которые будут реализованы по нескольким направлениям.
Первое – либерализация рынка труда. Это означает признание всех форм гибкой занятости, включая платформенную занятость. В этих целях будет введено понятие «независимого работника» – лица, занимающегося трудовой деятельностью, приносящей ему доход, но не имеющего официальной государственной регистрации в соответствующих уполномоченных органах.
- Деятельность таких работников будет признаваться формальной занятостью в случае присоединения их к оферте онлайн-платформ или заключении публичного договора. К примеру, таксисты, присоединившиеся к онлайн-платформе Яндекс-такси, курьеры, присоединившиеся к онлайн-платформе Glovo, будут отнесены к категории таких работников, – пояснила вице-министр.
Второе – это формирование цифровых центров занятости.
- На сегодняшний день процесс поиска работы, регистрации в качестве безработного, подачи заявления на назначение социальных выплат по потере работы полностью оцифрованы и реализуются через электронную биржу труда. В связи с этим в Социальном кодексе предусматривается трансформация центров занятости в карьерные центры, – заключила Назгуль Сагиндыкова.