Оружейные тайны Северного Казахстана

Добытчики песка на берегу Ишима нашли пистолет Коровина, который был на вооружении у НКВД. Прошлое зверского пистолета-пулемета “Борз”, популярного в чеченской войне, туманно, но он тоже был добровольно сдан, вернее, продан государству. Сегодня оружейные “закрома” разоружившихся североказахстанцев стали экспозицией единственной в стране оружейной комнаты, созданной местной полицией.

Начиная с 2013 года за времена акции по добровольной возмездной сдаче оружия государству североказахстанцы принесли в полицию порядка 3 тысяч единиц оружия.

Народный ассортимент оказался настолько богат, что потянул даже на смелую задумку создать при ДВД СКО оружейную комнату, каких нет ни в одном регионе Казахстана.

Сегодня здесь насчитывается около 80 видов оружия. Среди выставочных экземпляров немало таких, что вызывают зависть даже искушенных коллекционеров оружия. Раритеты, снятые с производства “современники” наших дней, забугорные иноземцы с прославленными именами.

“Нашел” и без вопросов

Помнится, полицейские на протяжении тех оружейных амнистий часто сообщали журналистам о том, какое оружие приносили сознательные, а вместе с тем и предприимчивые граждане. “Нашел” – пожалуй, это было самое ходовое объяснение граждан, откуда взялся у них, например, автомат. Но излишними вопросами тогда народ не смущали.

– Целью акций по выкупу оружия у населения всегда была профилактика преступлений. Люди не были обязаны объяснять, откуда они взяли оружие, которое принесли сдавать. Главное было, что человек проявил сознательность, не оставил его у себя и оно не стало средством совершения преступления, – рассказывает Мадина БАЛГАШУКОВА, руководитель пресс-службы ДВД СКО.

Именно поэтому история прошлого оружия, ставшего музейными экспонатами, в большинстве своем предположительная и имеет разные версии, а порой и просто тайна.

– Например, житель села Налобино в Кызылжарском районе рассказал, что, купив здесь дом, стал делать ремонт. Ремонтировали дом и прежние хозяева, было их немало. Но вот землю в подполе раскопали только сейчас.

Сколько лет пролежала сабля, которую сельчанин принес сдавать государству, неизвестно. Эксперты смогли установить, что она выпущена в 1908 году.

Основная версия истории сабли родилась исходя из того, что на территории нынешнего села Налобино никаких военных действий не было, кроме кровавых сражений во время колчаковского восстания и белочешского мятежа. Эти события происходили одновременно в 1918–1919 годах, – рассказывает заведующая музеем ДВД СКО Любовь ОСИНСКАЯ.

Кто был хозяином, на чьей стороне воевал – теперь уж не узнать, ведь из свидетелей тех сражений – одна лишь эта сабля, архивные источники, да и те на многие вопросы ответов не дадут. А метровая сабля, хоть и утратила рукоять, сама как будто только заточена.

Эволюция жестокости

Среди раритетов в экспозиции – револьверы системы Наган 1906 года выпуска, револьверы системы Смита-Вессона конца XIX века, пистолет Маузера 1889 года, который использовался во время революции 1917 года и который воспел в своих стихах В. Маяковский.

Несомненно, историческую ценность представляют ружье ИЖ мушкет 1925 года выпуска, винтовка Мосина 1928 года и карабин Мосина, выпущенный в 1946 году.

Иностранные легендарные марки оружия представлены многочисленными охотничьими ружьями, произведенными в США, Германии, Чехии. Среди них – “Моссберг-6000”. Большинство из этих экспонатов – наши современники. По словам Любови Осинской, их владельцы продали государству, потому что это было более выгодно и просто, чем искать покупателя на рынке охотников.

– Особый интерес посетителей обычно вызывает чеченский пистолет-пулемет “Борз” выпуска 1996 года. В переводе на русский он называется “волк”. Такие использовали в войне в Чечне. Это оружие сейчас запрещено в производстве. В нем было выявлено много недоработок, и оно признано крайне опасным. Прошлое этого экземпляра неизвестно. Его официальная история началась с момента добровольной сдачи государству, – рассказывает руководитель музея.

От сабли, с которой воевали и защищались в открытом бою, до беспредельного “Борза” – ловкого пистолета, стреляющего как пулемет. Здесь, на стендах оружейной комнаты, читается вся история развития оружия. А вместе с ней – и эволюция человеческой жестокости.

Истории, ставшие фактами

Есть в оружейных историях региона и абсолютно точные, выверенные: являются фактами, всё установлено материалами уголовных дел и судебными разбирательствами.

Ни одна экскурсия в музее ДВД области не обходится без показа ружья и обреза на центральном стенде экспозиции “Громкие преступления”.

Первое впечатление – дряхлое оружие с обмотанными синей изолентой стволом и рукояткой. Именно этим оружием совершено преступление, страшнее которого, наверное, уже не бывает.


Две семьи и дитя убиты наповал

Трое преступников остановили ехавших по трассе путников. Две семьи, одна из которых с пятилетней дочкой, возвращались в родное село из соседнего, куда ездили в гости. Добыв у несчастных золотые и серебряные украшения и барана, свидетелей грабители решили не оставлять.

Из этих стволов сначала на глазах у жен убили мужчин. Женщин заставили копать могилы им и себе. Убив и женщин, девочке велели идти “туда, где мама ждет”, а когда дитя побежало, выстрелили ребенку в затылок.

Преступление было раскрыто благодаря высочайшему профессионализму криминалистов. Не одни сутки они искали улики и нашли на обгоревшем бампере машины погибших отпечатки пальцев убийц (“Свидетелей решили не оставлять”, “КАРАВАН” от 4 июля 2008 г.).


"Макарыч", которым совершено первое заказное убийство

Среди экспонатов с установленной следствием и судом историей – и пистолет, переделанный в огнестрельный из травматической модели “Макарыч ИЖ 79-10”. Из него было совершено первое в регионе заказное убийство. Был убит исполняющий обязанности начальника финансовой полиции СКО Жандос Ахметов.

Два изуверских ножа – лезвия под стеклом витрины – тоже оружие с, увы, известным прошлым.

– Этими ножами был убит Павел Заикин, оперуполномоченный Ленинского районного отдела милиции. В Заградовке он задержал группу конокрадов и должен был доставить их в Явленку.

Он был один с преступниками. По пути они зверски искромсали его и скрылись. Это был 1935 год.

Преступление осталось нераскрытым. Это первое убийство милиционера. С этого случая мы ведем отсчет погибших стражей порядка в мирное время, во время несения службы, – констатирует Любовь Осинская.


От этих ножей погиб милиционер Заикин

Изучая это, ставшее известным, прошлое оружия, невольно думаешь о том, что любой из экспонатов, не будь вовремя выкуплен государством, мог бы обрести историю, которая выльется в строки судебного приговора и человеческое горе. И это тот случай, когда предположительная история точно лучше доподлинно известной.

Петропавловск