В Алматы в креативном хабе “ARTQRAFT” открылась выставка ню. Свои работы представили художники, скульпторы из Казахстана, России, Латвии, Германии, Беларуси. Возрастного ценза для входа вроде 18+ здесь нет. “Смотрите не тело, а душу”, – рекомендуют авторы.
Корреспондент “КАРАВАНА” выясняла: как же люди искусства воспринимают телесность?
Всего представлено около 90 работ. По словам куратора международной выставки “Телесность сегодня”, руководителя сообщества художников “Яблоневая палитра” Лидии ДРОЗДОВОЙ, заявленные картины, скульптуры проходили отбор:
– Я предупредила художников – никакой пошлятины! Пришлось от некоторых работ отказаться. Никакой озабоченности не должно быть. Акцент – не на эротизм, а на духовное начало красоты. Помогала собирать экспозицию искусствовед Назипа ЕЖЕНОВА. Говорит, думала, что все будет плохо, а выставка-то удалась! Клубничка есть, но ее немного. Есть хорошие, сильные работы, в которых и драматизм, и боль, и притягательная сила женского тела. Мы хотя бы узнали, как художники воспринимают телесность сегодня.
– Насколько тема сейчас популярна?
– Она зреет в глубине души каждого художника. По некоторым причинам люди не выставляются: возможно, их работы носят интимный характер… Хотя, что греха таить, сейчас этим никого не удивишь! Обнаженное тело мелькает настолько часто, что уже не трогает душу. Идет засилье пошлости, обыденности, невкусной сладости. Мы от этого ушли.
– Не боитесь, что к вам повалят блюстители нравственности?
– Нет! Я делала отбор и, как организатор, беру на себя ответственность.
“Красоту юного тела решила передать в духе времени”
Художник, педагог из Алматы Бибигуль СМАКОВА выставила портрет юноши – “Вечером”. В разговоре выяснилось, что она писала портрет сына:
– Телесность и ню – необязательно показ обнаженного женского тела. Мужское тело само по себе тоже прекрасно. Сейчас молодежь безотрывно сидит в гаджетах. Я поймала тот момент, когда сын сидел в телефоне – невозможно было оторвать. Юную красоту решила передать в духе современности. Показать, что вихрь времени захватывает и уносит молодое поколение. Оно не успевают увидеть, что творится за окном, как меняются времена года. До молодежи трудно это донести словами. Когда сын увидел картину, то спросил: неужели такое возможно?
Художник-график Марлан НЫСАНБАЕВ выставил работы, которые ему очень дороги:
– Натурщицей была моя покойная супруга. Есть и свежие работы. Тут такая история. Моя графика хранилась в доме родителей. К сожалению, случился пожар, всё сгорело. Представленные работы я случайно нашел у своего учителя в мастерской. Когда он развернул, я был в шоке – они хранились с 1982 года!
Художница, работающая в древней японской технике ошибана – Алеся ШАХЕР, говорит, что ей легко дается тема ню: человеческое тело имеет несколько оттенков, и в ее технике для этих целей используются травы и цветы. Особенно хорошо подходят засушенные тюльпаны, розы.
“Инопланетяне для меня – женщины”
Художник из Санкт-Петербурга Игорь ГУЩИН говорит, что с возрастом перестал интересоваться внешностью, а больше стал смотреть внутрь:
– Это зерно, из которого вырастает внешнее древо нашей жизни. Надо больше обращать внимания на истоки, причину… Любое зло, добро берет начало из тонкого мира. И у человека есть возможность менять его. Для моей работы “Отдых в астральном мире” позировал молодой человек, но я на него смотрел сквозь тело. Астральный мир очень насыщенный, яркий, красивый, состоит из семи цветов радуги. Внутри нас – радуга, но мы ее не видим! Перевернутый трон и эволюция казашки
Алматинец Георгий ЛИ представил работы “Другие” и “Похищение Европы”:
– В определенном возрасте начинаешь понимать: любования телом недостаточно. Уже есть опыт и понятие, что мужчины – один мир, женщины – другой. Работа “Другие” выражает именно это. Вроде бы там НЛО… На самом деле инопланетяне для меня – женщины.
Несколько часов без движений
Анна ПЕТРАКОВА решила показать публике, насколько изменились техники в ню. Одна из ее работ – классическая копия картины Вильяма-Адольфа Бугро “Дыхание весны”. Вторая работа, “Сидящая обнаженная”, написана с натуры в смешанной технике: кисть и мастихин.
– Там удивительная история натурщицы, – рассказывает Анна. – Она была танцовщицей, но, к сожалению, ослепла. Не смогла расстаться с искусством совсем и стала натурщицей. Позировала студентам. Эта работа написана за 12 часов. На выставке есть работа Евгении БАРБАКОВОЙ. Так она писала картину с меня.
– Анна, насколько тяжел труд натурщицы?
– Представьте, что придется сидеть без движения, запоминать позиции 3–4 часа подряд. Отдых каждые полчаса, небольшая зарядка. И так – несколько дней.
– Вы рисуете женское тело на заказ. Приходится, чтобы угодить клиенткам, делать фотошоп на холсте – убирать отвисший животик, целлюлит?
– Стараюсь не применять такие вещи. Чаще всего у людей нет времени позировать, и работа делается по фотографии без фотошопа. Если женщине нравится свое тело, она будет такая же и на картине. Стоит что-то поменять, особенно в портрете, – всё, другой человек.
Откуда взялись пышные формы?
Возле скульптур Лилии ПОЗДНЯКОВОЙ “Адам и Ева”, выполненных из газет в технике папье-маше, крутился народ.
– Каждую скульптуру делала год, лепила ту форму, которую хотела, – объясняет художница. – Адам получился неуклюжий, тяжелый, много газет на него ушло. Как говорится, первый блин комом. А Ева – легкая, поизящнее. Почему она пригнулась? Адам – деятельный, устойчивый, но его голова смотрит в небо. В таком положении нельзя двигаться вперед, что-то делать. Женщина – та, которая его поведет. Маленькая, неказистая, но в решительной позе.
Скульптор-деревянщик Алексей БЫКОВ обожает работать с карагачом. Говорит, фактура у этого дерева – шедевр! А с кленом просто кайфует – он плотный, но поддерживает деталировку. Творит на одном дыхании – без перерывов и отдыха. На скульптуру обычно уходит неделя.
– Работаю с деревом с 12 лет, – рассказывает о себе Алексей. – Мама купила мне токарный станок по деревообработке, такой был в любой школьной мастерской. С него все началось.
– И сразу голых женщин стали делать?
– Нет (смеется). Вазы точил. Поступил на худграф, работал с национальной посудой: делал ложки, подносы, весь национальный инвентарь. У меня разные работы – скульптуры, посуда. Казахстанский рынок тяжелый для продажи деревянной скульптуры, у нас больше бронзу берут. Поэтому работаю на западный рынок, Россию.
– Посмотрела ваши работы. Все женщины с такими пышными формами…
– Наверное, я до сих пор под впечатлениями от поездки в США. Там увидел много крупных женщин, поверьте, таких здесь нет…
Алматы