Спектакль создан в рамках проекта «Будущее – мой выбор!», который реализует образовательный центр «Билим – Центральная Азия».
Основная особенность постановки в том, что в ней принимали участие не только профессиональные сценаристы, режиссеры и артисты, но и учащиеся алматинских школ.
В спектакле, состоящем из пяти новелл, присутствуют темы, которые взяты из жизни, в то время как выдуманные истории - без реальных прототипов. Их придумали сами дети и под руководством профессиональных сценаристов пересказали языком комедии.
Спектакль специально подготовлен к новому учебному году.
Его идея - показать школьную жизнь и детские проблемы изнутри, а также участие взрослых в их решении. Очень важно напомнить родителям, что принимать и любить своего ребенка нужно таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками.
Корреспондент медиа-портала Caravan.kz поговорил с создателями спектакля «Мост Неделька».
Елена НОРАКИДЗЕ - психолог, педагог и режиссер-постановщик спектакля «Мост Неделька»:
- Я являюсь автором проекта лагеря «Здоровое лидерство», он проходит под эгидой проекта «Будущее – это мой выбор!».
Театр – часть лагеря, а театральные практики – это практики, которыми мы пользуемся в самом лагере, и те практики, которыми я пользуюсь при обучении мягким навыкам в целом.
- Давно существует такая практика, что актеры приезжают и отбирают детей для постановок?
- С самого начала существования, с 2015 года. То есть мой проект существует тоже с этого года. В первый год мы просто представляли показательные выступления от актеров, участвовал Дмитрий Копылов. На второй год мы в лагере ставили большую постановку «Сон в летнюю ночь», а уже в прошлом году была небольшая постановка «Зеркало».
Была проделана большая работа, мы уже использовали арт-терапию через театр, то есть мы прорабатывали все психологические ситуации с детьми, все проговаривается. Пропускается через себя. Я всегда онлайн, 24 часа в сутки, семь дней в неделю. Я с детьми на связи постоянно. Мы встречаемся с ними помимо лагеря, помимо репетиций. И в этом году уже решили сделать что-то одновременно легкое, но сложное.
Легкое в плане жанра – это фарс-комедия, но сложная по постановке, по свету, по звуку. В том году у нас всего этого, конечно, не было, была малая сцена, все основывалось на хлопках и минимуме диалогов. А уже в этом спектакле диалогов по максиму, много света, много звука. Мы познакомили ребят по полной программе с театром уже изнутри: что у нас есть звук, свет, есть зрители, как правильно общаться со зрительным залом, как правильно подавать голос, как правильно дышать и так далее. Опять же, это нужно не для того, чтобы они стали актерами, а чтобы у них развивались презентационные навыки, чтобы они могли общаться, могли смотреть в глаза, одним словом, чтобы дети могли раскрепоститься. Дети сыграли в премьерном спектакле «Мост Неделька» в театре «ARTиШок»
- Как вы думаете, такие проекты могут хоть немного помочь решению проблем между родителями и детьми?
- Я каждый раз на это надеюсь, чтобы это помогло и самим ребятам, и родителям. Поэтому мы зовем и преподавателей, и родителей, чтобы была какая-то взаимная отдача с обеих сторон. Чтобы и дети понимали, что сложно для родителей, и родители на себя тоже посмотрели с другой стороны.
Дмитрий КОПЫЛОВ, актер театра "ARTиШок"
- Почему вы решили заняться этим проектом?
- С подростками все просто, я помню еще по прошлогоднему проекту. Чтобы что-то получилось хорошее, у них это должно очень глубоко отзываться, это должна быть какая-то тематика. «Буллинг» (травля - англ.) в школе - для них это болевая тема, которую мы год назад делали, и это сработало. В этом году я приехал с предложением: «Давайте возьмем что-нибудь про взаимоотношения родителей и детей?». Они согласились, и я понял, что у большинства детей это наболевшая тема. В этом и заключалась арт-терапия, ребята выпустили из себя все недовольство, обиды, претензии через спектакль «Мост Неделька».
Поэтому я и предложил создать самостоятельную работу на тему «Отцы и дети». В лагере у нас на все про все было три дня, мы собрали «рыбу», а уже в Алматы дорабатывали и оттачивали досконально каждую роль.
- Сложно ли было работать с детьми? Они же не профессиональные актеры...
- Я от них не требовал каких-то совершенных актерских знаний. Поначалу немного непривычно, потому что ты не в профессиональной среде, а потом смотришь, что раз он так чувствует и так делает, значит, все правильно.
- Дмитрий, а по какому принципу вы отбирали детей на этот театральный проект?
- Сначала, само собой, отсеиваются те, кто из других городов. Потом просто спрашиваю: «Кто хочет участвовать в спектакле?». Выходят несколько человек. И у них спрашиваю уже более настойчиво: «Точно?!». Вот, собственно, и весь кастинг.
- Как вы думаете, такая акция может способствовать сближению детей и подростков с театром?
- Не знаю, честно говоря, не задумывался. Наверное, порождает желание, потому что от многих ребят слышу: «Театр – это классно!». - «А ты бы хотел быть на сцене?» Кто-то говорит: «Да!», а кто-то говорит: «Нет, я бы хотел быть зрителем». То есть это черта, которую они сами выбирают, но реакция есть и у тех и у других. Не было такого, чтобы кто-то сказал: «Мне театр в принципе не интересен как искусство».
- Такими спектаклями можно хоть немного повлиять на проблему «отцов и детей»?
- Мне кажется, можно! Добавить каплю в океан, наверное, можно, потому что это философская извечная проблема родителей и детей. Потому что многие из присутствующих родителей сегодня говорили, например: «Я узнала себя!», «Я таким был». А с другой стороны, потом эти же дети вырастут, и они не могут гарантировать, что не наступят на те же грабли. Мы это с детьми тоже обсуждали. Кто-то из ребят сказал: «А у меня родители тоже были «хиппарями», ходили в клешах и с длинными волосами». Поэтому эта тема всегда будет актуальна, и разрешить ее невозможно. Но добавлять эти капли в океан и поднимать такие вопросы - возможно, и это нужно делать!
Лейла ЕДЫГЕНОВА, председатель правления образовательного центра «Билим – Центральная Азия»:
- Почему центр проявил интерес к этому спектаклю?
- Мы с самого открытия нашего цента занимались образованием за рубежом. Стратегия центра заключается в том, что после обучения в зарубежных вузах наши выпускники западных программ, к примеру, как Елена Наракидзе - выпускница Колумбийского университета в США, вернувшись на родину, должны внести вклад в социальную сферу общества своей страны.
Вот так и появился один из проектов: «Будущее – мой выбор!»
Проект помогает детям в выборе будущей профессии. И оказалось, что выбор профессии - это очень непросто для ребенка, который скоро получит среднее образование. Ему нужно понять, где он получит высшее образование, кем станет и так далее. Это непросто в том плане, что нужно уметь не поддаться давлению родителей и найти себя, учиться эмоционально себя сдерживать, потому что учащиеся старших классов находятся в большом стрессе. Человек должен учиться вырабатывать в себе мягкие навыки, на английском это звучит как soft skills.
Поэтому этот спектакль - это одна маленькая часть того большого, что мы делаем для детей и подростов.