Организаторы первой казахстанской морской "кругосветки" надеются на ее возобновление нынешним летом

"Мы не говорим, что она закончилась, мы говорим, что "кругосветка" приостановлена. То, что мы ее завершим - это гарантия стопроцентная. Но когда это произойдет - это вопрос техники и финансов", - сообщил во вторник агентству Интерфакс-Казахстан президент Центрально-Азиатского географического общества (ЦАГО) Григорий Евсеев.

По его словам, организаторы "кругосветки" надеются, что весной этого года яхтсмены смогут начать ходовые испытания.
"Мы готовимся к старту. Если все пройдет нормально, то в мае начнутся ходовые испытания. А завершить "кругосветку" планируем к 20-летию Независимости Казахстана. Сейчас мы совместными усилиями разрабатываем планы, встречаемся с потенциальными инвесторами, спонсорами и участниками. Так что процесс никогда не затухал, просто финансирования не было", - отметил он.

В свою очередь известный казахстанский байкер-путешественник Дмитрий Петрухин, который также принимает участие в проведении "кругосветки", сообщил "ИФ-Казахстан", что для ее возобновления необходимо порядка $300-400.

"Нужно порядка 300-400 тысяч долларов, чтобы долги закрыть и пройти Тихий океан. Я думаю, что при хорошем раскладе мы можем в середине лета уже выдвигаться", - сказал Д.Петрухин.

При этом он пояснил, что завершение кругосветного морского путешествия "отложили к 20-летию Независимости нашего государства, потому что мы физически не успевали закончить проезд (яхты. - "ИФ-К") к Азиаде, как планировалось".
Вместе с тем Д.Петрухин выразил надежду, что необходимые финансовые средства будут найдены не без помощи правительства Казахстана.

"Мы неоднократно обращались с просьбами в правительство. Сейчас у меня намечается вторая встреча с премьер-министром Каримом Масимовым по этому поводу", - сказал он.

"Я гарантирую, что "кругосветка" возродится, и эта стоянка незапланированная закончится, и финансовый кризис пройдет. И если мы ее завершим, то мы будем первой страной в Азии, которая сделала это", - резюмировал Д.Петрухин.
Между тем яхта "Чокан Валиханов", на которой планируется осуществить кругосветное путешествие, в настоящее время стоит на консервации в доке на острове Антигуа в Мексиканском заливе, куда около года назад ее переправили из порта Бас ду Форт у острова Гваделупа.

Как пояснил "ИФ-Казахстан" Г.Евсеев, в Гваделупе "яхту не очень хорошо содержали".

"Поэтому пришлось перейти на Антигуа, потому что там дешевле и там мы нашли сухой док", - сказал президент ЦАГО.
По его словам, средства на содержание яхты выделяет ЦАГО и "люди, которые переживают за имидж Казахстана как морской державы".

"Это частные лица, казахстанские предприниматели и яхтсмены, которые за свой счет выезжают к яхте, делают профилактику, за свой счет ремонтируют. Вот сейчас, к примеру, новый бак для воды установили, провели новую проводку, осталось найти аккумулятор", - добавил Г.Евсеев.

Как известно, первая в истории Казахстана отечественная морская кругосветная экспедиция Terra Vita стартовала из морпорта Актау на Каспии 25 сентября 2007 года, прошла через Волго-Донской бассейн, Черное и Средиземное моря. Переход через Атлантику экспедиция начала от Канарских островов.

Маршрут экспедиции должен был пройти через 32 государства.

Общая стоимость проекта кругосветной экспедиции на тот момент оценивалась в $5,5 млн.

Между тем в августе 2008 года ЦАГО объявило, что кругосветная экспедиция яхты "Чокан Валиханов" из-за финансовых проблем приостанавливается на неопределенный срок. В тот момент яхта находилась в порту Бас ду Форт у острова Гваделупа.

Яхта "Чокан Валиханов" водоизмещением более 10,5 тонны и стоимостью 600 тыс. евро была построена французскими судостроителями в городе Ля Рошель весной 2007 года и в июне прошлого года спущена на воду в порту Пин Ролланд, откуда она своим ходом прибыла в порт Актау. Длина судна - 14,39 метра, ширина - 4,25 метра, оно рассчитано на 10 спальных мест.