Оно постоянно меняет форму. Его крутят на все лады. Зачем? А просто так. Говорят, идет поиск национальных особенностей. Упор на "национальность" действует магически. И вот новые реформы. На этот раз любители "поиграть" с системой образования, хотят заглянуть в игрушку поглубже, и если удастся, не просто поменять форму, но и кое-что исправить в содержании.
В школах страны проходит обсуждение проекта "Концепции развития образования РК до 2015 года". Нуждается ли он в доработках? Насколько остро отражены в документе текущие проблемы детских садов, школ и вузов, а также намечены перспективы? По идее, Министерство образования и наук и РК, выдавшее сей любопытный документ, должно ожидать волну мнений и предложений по проекту "снизу". Однако на местах, то есть в школах, считают, что говорить собственно не о чем. Программный документ представляет собой набор правильных, глянцевых, но ничего не значащих фраз, навевает тоску, вызывает недоумение. Отчего так?
Наверное, мы не умеем мыслить глобально, проблемы нас волнуют какие-то несерьезные, местечковые. По крайней мере, всех тех болевых точек, коими сегодня, как в пособии по китайской акупунктуре, утыканы детские сады, государственные и частные школы, профшколы, а также вузы, в Концепции вы не найдете. Видимо, государственный уровень понимания проблем несколько иной. Вот, например, как выглядит на взгляд министерских чиновников "текущее состояние и факторы, сдерживающие развитие образование".
1. "Изменения в системе общественных отношений воздействует на образование и требует от него мобильности"; 2. "Развитие системы образования происходит в условиях прежней методологии образования"; 3. "Низкий охват организованными программами дошкольного воспитания и обучения детей до пяти лет"; 4. "Содержание обучения остается фактологическим, госстандарты устарели"; 5. "Устойчивая тенденция снижения качества образования"; 6. "Техническое и профобразование не в полной мере решает проблему "кадрового голода"; 7. "Перенасыщение рынка труда невостребованными кадрами с высшим образованием".
Складывается впечатление, что люди, которые писали проект, вообще не понимают, о чем идет речь. Все вышесказанное еще как-то можно притянуть за уши к тезису о текущем состоянии образования, но где тут факторы, сдерживающие развитие системы? О них заявители не сказали ни слова. Между тем, только ленивый сегодня не знает, что главным сдерживающим фактором развития образования в стране является скудный бюджет (республиканский и местный), оптимизация школ (разрушившая материально-технические базы), низкая заработная плата у учителей и отсюда отсутствие квалифицированных кадров в школах, а также бесконечные непродуманные, лжепатриотические новации в сфере образования, которые буквально трясут департаменты, руно и дальше, по ступенькам вниз - школы, учителей, детей.
Кстати, картину текущего момента в проекте завершает хвалебная ода экономической стабильности государства, благодаря которой возобновилось строительство школ. Что же касается причин, по которым наше образование отстает от потребностей рыночной экономики, то в качестве главных называют субъективную оценку качества образования (видимо, отметки в школе, которые можно купить), невосприимчивость системы образования к нововведениям (скорее следствие, нежели причина, но этого разработчики проекта не понимают), несоответствие материально-технической базы современным требованиям (тоже следствие), отсутствие мотивации в обеспечении высокого качества образования в системе подготовки кадров (откуда этой мотивации взяться, если учитель - последний человек в стране?!).
И вот после этого бреда, который по идее должен был быть отправной точкой для всей концепции (есть проблемы такие-то, их надо решать так-то, потому что хотим получить в результате то-то и то-то), проект переходит к более обдуманным и интересным вещам, которые никак не вяжутся с тем набором слов, который предлагается в качестве "текущего момента". Речь идет о целях и задачах Концепции.
Задач всего шесть. Наиболее понятна из них та, которая сулит очередное обновление содержания образования и материально-технической базы. Страна можно сказать уже давно в процессе этого обновления, однако все чаще можно услышать мнение о том, что колоссальное средства, потраченные на учебники нового поколения, не оправдывают надежд (хотя, если быть четкими, никто и не собирался улучшать программу обучения, все пытались ее переделать на национальный лад и именно эта задача была выполнена…да так, что теперь страдают дети, занимаясь по скверным учебникам, с примитивными примерами из жизни аула 18 века). Как с такой учебной литературой можно говорить о качестве образования и тем более интегрироваться в мировое образовательное пространство, - известно только составителям Концепции. На самом деле школы правдами и неправдами занимаются по российским программам, пряча на случай проверки, казахстанские обновленные учебники под партами. Кого обманываем?
Дальше - больше. Образование, как система, теперь будет поделена на уровни, которые небезынтересно знать. Первый уровень - доначальное образование (терминология, предложенная ЮНЕСКО) - дошкольное воспитание и обучение. Среднее образование делится на ступени, которые можно представить в виде формулы: 4+6+2.
Что это такое? 4 - это обучение в первых-четвертых классах, так называемое начальное образование. Первая ступень. 6 - это основное образование, которое будет длиться с пятого по 10 классы. Это вторая ступень. 2 - третья ступень - профильное образование, которое будут получать ученики 11-12 классов. Да, да, да - нам грозит двенадцатилетка. Дети начнут ходить в школу с шести лет, а выходить будут ни много, ни мало - "золотым фондом страны". Техническое и профессиональное образование - отчасти включает в себя профильное, но для более глубокого освоения профессиями, требует дополнительного обучения в виде еще одного года. То есть, тот, кто захочет получить техническое образование, должен будет получить послесреднее образование и отучиться в общей сложности 13 лет.
По поводу новшеств, предлагаемых Концепцией в среднем образовании, учителя испытывают настоящие физические судороги. Они не могут обеспечить стопроцентную посещаемость уроков, зато Концепция изобилует установками самого высокого порядка. Согласно проекту наша школа должна будет (вы не поверите) перейти от принципа "образование на всю жизнь" к принципу "образование для всех на протяжении всей жизни"!
И еще среднее образование должно будет заложить глубокие и прочные основы высокой культуры межличностного и межэтнического общения (это на фоне всеобщей деградации, наркотиков, раннего секса и потери смысла жизни у детей…). Как говорится, без комментариев. Складывается впечатление, что Концепция написана не для казахстанцев, а для инопланетян, которые не знают местной жизни, поэтому "съедят" любые красивости. Педагоги страны возмущены - сколько можно "лить воду" в планах, а затем снимать реальную шкуру с директоров, классных руководителей за то, что они не смогли воспитать в ребенке личность?
Всевозможные новации в высшем образовании обещает решить проблему общества с красивым названием "старение кадров". А далее по документу снова следует убийственная методология: "ожидаемые результаты реализации Концепции". Там у нас красуется следующее определение: полноценное, качественное, конкурентноспособное образование, ориентированное на результат. При этом дети в сельской местности занимаются в помещениях без отопления, а городские дети изучают начальную военную подготовку с исключительно подвыпившими учителями. Вот это - полноценно?
Раздел - этапы реализации предлагает способы обновления образования.
Министерство образования обещает разработать научно-методическую основу для создания в стране сети детских садов, которые могли бы стать социальными институтами подготовки детей к школе и к будущей взрослой жизни. В селах будут построены бесплатные мини-центры дошкольного воспитания (правда, в сельских детских садах до сих пор кое-где туалеты на улице, и это никак не способствует качественной социализации маленькой личности. Но, видимо, это мелочи… Центры все исправят).
В среднем образовании снова будет улучшено базовое и профильное содержание, будут разработаны экспериментальные учебные планы, программы, учебники, начнется плавный переход к 12-летнему образованию (дойдя до этого места каждый нормальный рядовой учитель плачет горькими слезами). Не из-за слабости нервной системы, а по несчастью иметь честь быть учителем в данный момент. И еще, они видимо, знают что-то такое, о чем умалчивает Концепция.