ОПГ – буквы одинаковые, а смысл разный

Правильно, на ум людям тут же приходит термин – организованная преступная ГРУППИРОВКА. Которая являет собой не что иное, как предтечу более мощного криминального образования – организованного преступного сообщества. Каждая ОПГ имеет стройную, тщательно продуманную структуру во главе со своим лидером (обычно это кто-то из криминальных авторитетов), его помощниками и рядовыми бойцами, известными в народе как “торпеды”. Каждый из них знает свои, с позволения сказать, должностные обязанности и подчиняется своему начальнику. Любая из ОПГ “работает” согласно своей специфике. Кто-то контролирует продовольственные рынки, кто-то – автомобильные, кто-то – грузоперевозки и т. д. Их численность может доходить до нескольких десятков, иногда до сотни и даже больше человек. А преступная группа – образование куда более скромное. Это просто несколько граждан, которые объединились, к примеру, для того, чтобы обворовывать квартиры, грабить прохожих, совершать разбойные нападения и т. п. В общем, 3–4 или десяток человек нашли для себя дело “по душе”.

Вот меня и беспокоит, что авторы статей частенько стали употреблять аббревиатуру “ОПГ” применительно к организованной преступной ГРУППЕ. Тем самым как бы снижается та степень криминальной угрозы, исходящей из любой преступной группировки.

В качестве примера приведу заголовок – “ОПГ ликвидировали в Мангистау”. Как сообщили в МВД РК: “Ликвидирован канал финансирования и легализации полученных преступным путем доходов в особо крупных размерах. Организаторы преступной схемы систематически спонсировали “бригадиров” нелегальных старателей, которые, в свою очередь, создавали условия для осуществления работ по незаконной добыче золота… Спецоперация прошла 27 августа на 43 объектах в 5 регионах страны: Нур-Султане, Алматы, Шымкенте, Акмолинской и Мангистауской областях… Комплекс оперативно-розыскных мероприятий был направлен на пресечение деятельности организованных преступных групп, которые занимались хищением золотосодержащих материалов с предприятий и рудников в Акмолинской области.

…По подозрению в преступной деятельности задержаны 32 человека, 9 из них водворены в ИВС… В отношении организаторов и участников ОПГ возбуждены уголовные дела по ч. 1 и 2 ст. 262 УК РК, ч. 4 ст. 188 УК РК и ч. 4 ст. 196 УК РК…”.

Из всего вышесказанного ясно, что речь в материале идет вовсе не об организованной преступной группировке, а именно о преступной группе. А это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Напомню, практически все ОПГ – детища лихих 90-х. Конечно, мне могут возразить: какая разница простым людям – группировка или группа? Да черт с ними со всеми, все они преступники! Согласен, но вот в чем опасность: организованные преступные группы вполне могут работать на крупные казахстанские ОПГ, которые сейчас ищут всё новые и новые источники финансирования.

Не просто же так один из самых распиаренных на сегодняшний день казахстанских криминальных авторитетов Дикий Арман постоянно катается между Казахстаном, Турцией и ОАЭ.

Согласно официальной информации МВД РК, в последний раз он оказался в полиции во 2-й половине июля, когда решил погостить в Нур-Султане. В свободном доступе в Сети даже имеется видео, посвященное сему знаменательному событию. Неужели Дикого Армана на чужбине замучила ностальгия? Как оказалось, нет. По информации ряда СМИ, он прибыл на встречу с другим авторитетом, который приехал из Семея. Возникает вопрос, что они обсуждали в том ресторане? Погоду? Вряд ли…

Авторитетное рандеву малость подпортил незапланированный визит полицейского спецназа. Как сообщило МВД: “При проведении оперативно-профилактических и рейдовых мероприятий в одном из увеселительных заведений сотрудниками полиции задержана группа лиц в количестве 6 человек...". Со всеми лицами проведена профилактическая беседа, добавили в ведомстве.

Заключительное предложение меня сильно позабавило.

Зачем, спрашивается, задерживать двух авторитетов, один из которых – Дикий Арман, который давно уже претендует на роль смотрящего по Казахстану? И в чем, собственно, заключалась та “профилактическая беседа”? Криминальных боссов уговаривали не быть каками и бяками или же показали, что они находятся “под колпаком”?

Впрочем, об опасности, которую представляют криминальные боссы такого ранга, руководству МВД рассказывать не надо, оно и само об этом прекрасно знает. Но, к сожалению, в структуре казахстанской полиции до сих пор не восстановлены подразделения по борьбе с организованной преступностью. Такие, как бывшие РУБОПы и УБОПы. И, как мне представляется, без них борьба с криминальными группировками не может носить системный характер.

Алматы
gubaydulin@caravan.kz