Операторы сотовой связи снова поднимают цены по собственному желанию: что происходит

И казахстанцы как оставались, так и остаются совершенно беззащитными перед подобным отношением провайдеров. Причем эксперты утверждают, что «такая практика присуща только Казахстану» - нигде, даже на постсоветском пространстве, нет ничего похожего, не говоря уже о странах дальнего зарубежья. Более того, в России, например, даже если каким-либо определенным тарифом пользуется всего лишь пара человек, после того, как он был введен лет 10 назад, они так и продолжают им пользоваться – и никто их с него «не выгоняет». То есть до тех пор, пока абонент сам не захочет сменить его.

- В Казахстане, к сожалению, в любой момент оператор может вдруг решить поменять населению тариф на более дорогой и сделать это без препятствий. Человеку просто говорят: вы платили, к примеру, 2 500 тенге, а теперь будете платить 3 000 тенге, и все. Вам просто пришлют уведомление об этом. Хочешь – бери, не хочешь – не бери, - вот уже не первый раз возмущается президент ОЮЛ «Интернет Ассоциации Казахстана» Шавкат Сабиров. Добавляя, что «в Казахстане распространилась опасная и порочная практика оставлять все на усмотрение сотовых операторов». 

- Уверен, что сегодня в республике почти нет пользователей, которые бы не сталкивались с этой проблемой. Особенно среди тех, кто пользуется Интернетом не менее пяти лет, - говорит он.

Что остается делать в такой, буквально патовой для него, ситуации абоненту?

Максимум, что может сделать пользователь, - так это «перепрыгивать» от одного оператора к другому.

Но, во-первых, это очень даже неудобно, во-вторых, отнимает кучу времени и нервов, и, наконец, это всегда будет оказываться лишь временным решением. Потому что, если, скажем, поднимется тариф у однго оператора, и абонент из-за этого захочет перейти, например, к другому, нет абсолютно никакой гарантии, что о пользователе и его интересах там будут беспокоиться и заботиться лучше. Отнюдь!

Так, например, компания «Билайн» заявила в мае, что с середины июня снова поднимет тарифы с минимального 2990 до 3990 тенге. После чего многие пользователи, как следует из гневных комментариев в социальных сетях, собрались перейти на тот же «Теле2». Вот только и «Теле2» не спешил обрадовать потребителей, заявив, что вместо минимального тарифа – около 8 тенге за минуту - теперь абонентская плата поднимается до 18 тенге за минуту.

При этом, по словам пользователей, очередной рост цен за абонентскую плату абсолютно не обоснован, поскольку Интернет по-прежнему оставляет желать лучшего.

- Почему и на каком основании они поднимают цену на связь? Если качество ужасное, Интернет слабый, звонки не всегда попадают. Где Министерство связи? Почему не регулируют цены на связь? – не устают возмущаться казахстанцы в соцсетях.

По мнению Шавката Сабирова, тут может помочь только Министерство цифрового развития, если, конечно, «проявит свою волю и выпустит постановление, что без разрешения пользователя нельзя менять ему тарифный план на Интернет – как это и принято во всем мире. Данному ведомству также следует пересмотреть – как этот момент отражен в законе; и, если там есть какие-то пробелы, то внести поправки в документ». 

- Именно Министерство по цифровизации должно стоять на страже интересов простых пользователей. И если оно нас не защитит, то уже никто не защитит, - утверждает Сабиров. Плюс антимонопольный орган должен следить, чтобы не было сговора по стоимости услуги.

Но от Министерства цифровизации не поступало никаких официальных заявлений по данному поводу, хотя история с необоснованными повышениями тарифов сотовых операторов в Казахстане длится не первый год, и в 2022 году в правительство с депутатским запросом по данной проблеме обращались даже мажилисмены. Попутно, к слову, подняв еще одну тему: отчего тот один оператор решил предоставлять свои услуги пользователям не в течение календарного месяца – с 1 по 31 число месяца, а сократив этот срок опять же, по собственному желанию и без всякого объяснения причин, до 4 недель, то есть до 28 дней. Ответа нет до сих пор.

Видя бездействие цифрового ведомства, казахстанцы стали обращаться с жалобами на действия операторов сотовой связи по одностороннему повышению стоимости тарифных планов с изменением объема включенных в тарифный план услуг (увеличение никому не нужных Гб, минут голосовых звонков, SMS-сообщений и т.д.) в АЗРК.

В ответ там заявили, что «после проведенного анализа материалов установлено: операторы сотовой связи вносят незначительные изменения в объемы включенных услуг на тарифном плане, которые не востребованы абонентами. При этом одновременно повышается стоимость тарифного плана».

И, чтобы исключить навязывание абонентам ненужного объема услуг с повышением цены, АЗРК выработало определенные рекомендации уполномоченному органу в области связи. В частности, операторам планируют запретить наконец-то менять условия тарифного плана. Миллионы казахстанцев могут остаться без сотовой связи: что происходит

- Рекомендации были выработаны в целях защиты прав неограниченного круга потребителей услуг связи, которые вправе пользоваться теми условиями тарифных планов, на которые они были согласны при заключении договора с оператором. В свою очередь абонент, которого не устраивают условия его тарифного плана, вправе перейти на другой тарифный план, с подходящими условиями, - подчеркнули в АЗРК.

Вот только о том, насколько это неудобно и нервозатратно, забыли учесть даже в данном агентстве. Тем более что пользователь, выбирая себе изначальный тариф, действительно, знал, на что шел и в чем нуждался, и потому новый ему совершенно будет опять же ни к чему.  

Впрочем, упомянутые нововведения до сих пор, вот уже не первый месяц, оказывается, находятся на рассмотрении в Министерстве цифровизации.

А еще провайдерам очень удобно прикрываться действующей сегодня статьей 116 Предпринимательского кодекса РК и статьей 20 Закона РК «О связи», согласно которым «оператор связи вправе самостоятельно установить тарифы на услуги связи». В которые никто не торопится внести необходимые законопоправки. Поэтому стоимость сотовой связи может расти постоянно.

Астана