“Оператора – на мыло!”

Все началось с того, что на заседании правительства министр охраны окружающей среды Нурлан Искаков заявил о намерении отозвать разрешение на природопользование, ранее выданное Agip KCO.

– У нас есть все основания полагать, что оператором не соблюдаются требования экологического законодательства Республики Казахстан, – пояснил свою позицию Нурлан Искаков.

Серьезные претензии к Agip KCO имеются и у министра экономики Бахыта Султанова из-за того, что компания перенесла срок добычи на 2010 год. Аргумент компании – сложные климатические и природные условия Казахстанского сектора Каспийского моря.

– В связи с угрозой переноса начала добычи на Кашагане возможно значительное недопоступление средств в Национальный фонд. В настоящее время просчитывается ущерб, – заявил министр экономики.

Сразу после заседания в министерстве охраны окружающей среды состоялась пресс-конференция, где журналистам рассказали, о каких конкретно нарушениях идет речь.

“Проверка показала ненормативное превышение соединений азота в атмосферном воздухе Каспийского моря. По мнению комитета рыбного хозяйства министерства сельского хозяйства РК, в настоящее время не исключается взаимосвязь между деятельностью компании и резким сокращением популяции осетровых, увеличением фактов гибели каспийского тюленя” – отмечено в тексте официального заявления.

Кроме того, в вину итальянской компании ставится “систематическое превышение нормативных выбросов, сбросов, сверхнормативное размещение отходов производства и потребление в окружающей среде в течение ряда лет”.

Кашаган – самый крупный нефтяной проект нашей республики. За счет нефти этого месторождения Казахстан планировал к 2010 году увеличить добычу до 100 млн. тонн в год и выйти в десятку крупнейших нефтяных держав. Однако перенос коммерческой добычи нефти ставит под сомнение осуществление планов.

В интервью зарубежным аналитическим журналам премьер-министр Карим Масимов неоднократно заявлял об имеющихся претензиях к оператору Северо-Каспийского проекта. В кулуарах поговаривают, что рассматривается вопрос его замены и, возможно, это будет российская компания “Лукойл оверсиз”.

Али САЛБИЕВ

Автор: Али САЛБИЕВ